В невесомости научились оперировать

В среду группа французских ученых провела уникальную операцию в условиях невесомости. Как сообщает ИТАР-ТАСС, утром из аэропорта города Бордо вылетел самолет Airbus А300, на борту которого и прошёл эксперимент: в состоянии искусственной невесомости на борту самолета добровольцу – 46-летнему Филиппу Саншо – удалили доброкачественную опухоль на предплечье.

По данным «Би-би-си», операция прошла на высоте около десяти тысяч метров. Чтобы достичь эффекта невесомости на борту, самолет осуществил несколько резких подъёмов и 20-секундных снижений – выполнил фигуру высшего пилотажа «горка». Для пилотов она исключительной сложности не представляет. А вот пациенту пришлось помучаться.

На то время пока борт снова не наберёт высоту, операцию приходилось приостанавливать.

Чтобы ни пациент, ни роботы не улетели в период невесомости и впоследствии не разбились, их специальными приспособлениями прикрепили к стенкам самолёта. А чтобы в пациента не занести инфекцию, его окружили стерильным тентом.

О подробностях операции, как и о состоянии пациента, практически ничего не известно. Только то, что данный эксперимент станет частью обширного проекта по изучению возможности проведения медицинских операций с дистанционным управлением во время длительных космических экспедиций.

До сих пор таких опытов над людьми ещё не ставили. Так, в Институте медико-биологических проблем, который готовит орбитальных врачей, «Газете.Ru» заявили, что их врачи вообще подобными вещами (имеются в виду операции на орбите) не занимаются. В Центре подготовки космонавтов корреспонденту «Газеты.Ru» также подтвердили, что до сих пор их подопечных на орбите врачи ещё никогда не оперировали.

Точнее, несколько раз врачам приходилось исполнять обязанности не исследователей, а лекарей. Но «самая сложная операция, которая до сих пор проводилась на орбите, – это заклеивание царапины или ссадины», отметили в ЦПК.

У операции французов большие шансы на успех. Роботы исполняли роль хирургов и до этого эксперимента, причем зарекомендовали себя в этой ипостаси крайне удачно. В одной из лондонских больниц при помощи робота прошла операция по пересадке почки. При этом робот под названием «Те да Винчи» изъял почку живой пациентки своими механическими руками. Затем изъятый орган пересадили другу пациентки, у которого отказывают почки. «Те да Винчи» управляется врачом при помощи специальной консоли. Он делает операции гораздо быстрее человека и с меньшим количеством надрезов.

А новое поколение роботов «Да Винчи-2» уже работает самостоятельно, всего лишь под наблюдением хирургов. Так что, возможно, у экспедиции на Марс, имитации которой сейчас готовятся в ИМБП РАН, будет собственный робот-хирург.

Спортивность зашифрована в пальцах

Способность женщины к занятиям спортом определяется по пальцу, на котором обычно носят обручальное кольцо. По крайней мере так утверждают исследователи Лондонского королевского колледжа. Соотношение длины указательного и безымянного пальцев служит надежным индикатором спортивного таланта, говорится в опубликованной в British Journal of Sports Medicine статье.

«Индекс спортивности» вычислялся делением длины указательного пальца на длину безымянного.

В ходе исследования измерены пальцы на рентгеновских снимках 607 женщин-близнецов в возрасте от 25 до 79 лет (средний возраст – 53 года) и результаты соотнесены со спортивными достижениями владелицы пальцев. Свои успехи, случившиеся начиная с 11-летнего возраста, женщины оценивали сами. Большинство участниц эксперимента занимались такими видами спорта (по убыванию) как плавание, езда на велосипеде, теннис и бег.

Женщины, у которых безымянные пальцы были длиннее указательных, лучше справлялись с беговыми и связанными с бегом дисциплинами (вроде футбола и тенниса). Высокие достижения в любом виде спорта соответствуют относительно низкой длине указательного пальца по сравнению с безымянным.

Как правило, у женщин безымянный палец, напротив, короче указательного или равен ему, поэтому открытие поможет, по мнению его авторов, «идентифицировать талантливых людей на предконкурентоспособной стадии».

Ученые пока не знают, как объяснить полученные данные. «Наши предшественники в предыдущих исследованиях предположили, что длина пальца варьируется в зависимости от колебаний уровня тестостерона в матке», – говорит профессор Тим Спектор, поначалу не веривший, что длина пальцев связана с талантом спортсменок. Однако британские специалисты установили, что длина пальцев в значительной мере является унаследованной, что до некоторой степени объясняет, почему у спортивных родителей часто бывают спортивные дети.

«По нашим данным, длина пальца на 70% обусловлена наследственно, небольшое влияние оказывает и окружающая среда матки», – заявил Спектор.

По-видимому, гены все-таки служат главным фактором, а длина пальца, в свою очередь, – маркером генов.

Никаких конкретных кандидатных генов исследование не выявило, так что, вероятно, ответственными за «индекс спортивности» следует признать множество различных генов.

Спортивную одаренность «по пальцам» до сих пор изучали в основном у мужчин. Так, в 2001 году обнародовано исследование, затронувшее 304 профессиональных футболистов. У всех у них одна общая черта: безымянный палец значительно длиннее указательного, особенно по сравнению с контрольной группой из 533 обычных мужчин.

Авторы нынешнего исследования отмечают, что «индекс спортивности» имеет тенденцию оставаться одинаковым на протяжении всей жизни.

Ранее ученые уже обнаруживали некоторые свидетельства того, что от соотношения длины пальцев зависит подверженность серьезным болезням, плодовитость, интеллект, музыкальные способности и некоторые черты характера.

В 2005 году немецкие ученые из университета Эссена, пронаблюдав за 40 специально отобранными добровольцами обоих полов, нашли взаимосвязь между способностью ориентироваться в пространстве и количеством тестостерона, получаемого эмбрионом еще в утробе матери.

Такая способность внешне проявляется, по мнению авторов исследования, все в том же соотношении длины указательного и безымянного пальца. Чем длиннее безымянный палец, тем лучше развиты у человека пространственное мышление и способность ориентироваться в пространстве – находить дорогу по карте или без карты, парковать автомобиль на ограниченном пространстве, перестраиваться в потоке машин. Именно недостатком тестостерона немецкие медики объяснили часто встречающиеся у женщин проблемы на дорогах.