Необъяснимая планета

Группа астрономов из Гарвард-Смитсоновского Астрофизического центра в Кембридже (Harvard-Smithsonian Center for Astrophysics in Cambridge, Mass.) при помощи сети небольших автоматических телескопов ( проект HATNet) разглядела весьма необычный объект.

В двойной системе ADS 16402 в небольшом созвездии Ящерицы (Lacerta) находится планета. Вся система расположена на расстоянии 139 (около 450 световых лет) парсек от Земли. Открытие совершили во время прохождения объекта по диску звезды, что позволило получить некоторые данные о самой планете. Она оказалась большой и горячей (классический «горячий юпитер»). Ее диаметр в 1,36 раз больше юпитерианского, но вот масса – масса объекта составляет всего половину (0,53) от массы самой крупной планеты солнечной системы. Из полученных данных следует, что плотность объекта HAT-P-1b (так назвали найдёныша) – всего четверть от плотности воды.

Планеты с такой низкой плотностью пока что науке не известны. Более того, современные теории планетообразования не могут объяснить появление тела такой плотности. Однако, как считают астрономы, для восторгов время ещё не пришло.

Сотрудник Государственного Астрономического Института им. Штернберга (ГАИШ) Сергей Попов пояснил, что есть объснение феномена, вписывающееся в существующие представления. Он считает, что среди возможных объяснений – близость звезды, которая разогревает атмосферу HAT-P-1b, что и приводит к расширению последней.

Электронный препринт с описанием открытия можно прочитать здесь.

Одновременно с HAT-P-1b тем же методом – наблюдением прохождения планеты по диску звезды – обнаружена еще одна планета. Ее, правда, разглядели в рамках другого проекта, Трансатлантического обзора экзопланет (TrES – Trans-atlantic Exoplanet Survey). Открытие (второе в рамках проекта) важно тем, что эту планету и ее прохождение по диску звезды сможет наблюдать астрономическая обсерватория Kepler, которую готовит к запуску ЕКА.

Ожидается, что за четыре года работы станции Kepler увидит около 600 прохождений планеты по диску звезды, что позволит получить точные данные и по звезде, и по планете. Оригинал сообщения можно посмотреть здесь.

Пока одни астрономы удивляются странностям Вселенной вдали от Солнечной системы, другие пытаются установить новый порядок внутри неё.

После лишения Плутона статуса планеты астрономы для начала нашли ему место в каталоге малых планет. А заодно и остальным претендентам на статус полноправной планеты. Теперь Плутон значится там как астероид № 134340. Одновременно «пронумерованы» и другие крупные объекты пояса Койпера, которые, кстати, до недавнего времени также претендовали на статус планет. Объект 2003 UB313, также известный как Зена, получил номер 136199, астероид 2003 EL61 – номер 136108, астероид 2005 FY9 – номер 136472.

Кроме того, решено, что имя «Зена» вообще исчезнет из каталога объектов Солнечной системы. Международный астрономический союз присвоил ей имя Эриды.

Так как именно с открытием Эриды возобновились дебаты о статусе Плутона и прочих объектов пояса Койпера, выбор названия напрашивался сам собой: в древнегреческой мифологии именно Эрида, подкинув яблоко с надписью «Самой прекрасной», вызвала спор между тремя богинями, закончившийся Троянской войной.

По крайней мере, так считает первооткрыватель планеты Майкл Браун.

Спутник Эриды, который ранее предлагалось назвать Габриэлой, окрещен Дисномией (Dysnomia) по имени дочери Эриды.

Алхимия-3. Великое делание

ВНЕШНЕЕ ДЕЛАНИЕ
«Великое Делание», т.е. процесс получения философского камня, описано в алхимической литературе достаточно подробно, хотя и в иносказательной, аллегорической форме. Существует даже полное описание без текста, своеобразный алхимический «комикс» - «Немая книга» (1677). Однако ни в одной алхимической книге нет ясных указаний на исходные вещества. Часто упоминаемые «философская сера» и «философская ртуть» - не конкретные вещества, а первичные принципы строения металлов.

В разных источниках имеется множество сходных описаний самого философского камня и его удивительного действия на металлы. Чаще всего в протоколах о публичных трансмутациях (получении золота из неблагородных металлов при многочисленных свидетелях) написано о тяжелом красном или серо-красном (реже - желтом) порошке, иногда блестевшем, как осколки стекла. Обычно несколько крупинок порошка облепляют воском или заворачивают в бумагу и бросают в расплавленный металл (ртуть, свинец, цинк, железо...). В течение нескольких минут исходный металл превращается в золото. Одна часть (по массе) философского камня позволяет превратить в золото до 19000 частей неблагородного металла и более. Настоящие алхимики, или адепты (от лат. adeptus - достигший) нередко доверяли провести весь процесс трансмутации людям, не имеющим специальной подготовки, а иногда и противникам алхимии, не верящим в возможность трансмутации. Обычно процедура завершалась успешным получением золота, которое раздавали всем присутствовавшим при трансмутации. В то же время не существует ни одного описания процесса изготовления самого философского камня, выполненного при свидетелях.

Во многих старых и современных алхимических трактатах говорится, что трансмутационное золото не может быть использовано для личного обогащения алхимика - его либо дарили, либо использовали для благотворительности. Наиболее показателен в этом отношении пример жизни легендарного Николая Фламеля (ок.1330-1418).

По поводу подлинности описаний трансмутаций ведутся дискуссии, но их можно на вполне научной основе либо развить, либо прекратить полностью. Дело в том, что в нескольких музеях Европы хранятся образцы «алхимического» золота и изделий из него. Золото - один из немногих моноизотопных элементов, природный металл состоит исключительно из 197Au (золота-197). Короткоживущие радиоактивные изотопы золота в течение десятков дней превращаются либо в стабильные изотопы платины, либо в стабильные изотопы ртути. При анализе музейного золота, например, методом высокотемпературной масс-спектрометрии , можно сделать вполне обоснованные предположения о происхождении золота, как это практикуется в криминалистике .

Очевидно, что «алхимическое» золото, полученное из других химических элементов, должно существенно отличаться по составу примесей от природного металла.