Высшая обезьянья школа

Очередное сложное и считавшееся чисто человеческим умение продемонстрировали шимпанзе. Как оказалось, школы и университеты бывают не только у людей.

Новое исследование выявило у шимпанзе прежде не наблюдавшуюся черту. Как оказалось, они умеют передавать знания друг другу через несколько поколений «учителей» и «учеников» с поразительной точностью. Такой навык – один из ключевых для формирования и поддержания культурных различий между группами.

Исследовали давно заметили, что разные группы диких шимпанзе ведут себя по-разному. Однако без специальных экспериментов невозможно было понять, являются ли различия простой адаптацией к неодинаковым условиям или обусловлены культурной традицией.

Специалист по поведению приматов в университете Сент-Эндрюса (Великобритания) Виктория Хорнер и ее коллеги решили создать условия, в которых шимпанзе смогли бы показать способность (или неспособность) передать знание через цепочку учеников. Этологи придумали и сделали коробку, дверца в которую открывалась двумя способами: подниманием откидной заслонки или ее сдвиганием в сторону. Затем ученые обучили с помощью съедобного вознаграждения одного из шимпанзе манипулировать дверцей и позволили другому несколько раз понаблюдать, как первая обезьяна показывает прием. После чего «преподавателя» выставили прочь, недавний ученик занял его место, а позицию за партой отдали третьему шимпанзе.

В обеих сериях экспериментов шимпанзе, сами того не зная, успешно справились с заданием – за шесть уроков шимпанзе научались друг у друга поднимать дверцу и за пять попыток – сдвигать. За все время исследователи отметили лишь одну ошибку – ученик сдвинул, а не поднял, как ожидалось, дверцу.

По мнению Хорнер, успешная сдача «экзаменов» свидетельствует о высокой способности к культурному обмену у шимпанзе. «Если бы они не учились друг у друга, то шансы исполнения задания составляли бы 50 на 50», – утверждает приматолог.

Полученные данные, опубликованные в Proceedings of the National Academy of Sciences, напрямую перекликаются с не менее наглядными результатами другого исследования шимпанзе, о котором рассказывает последний номер Current Biology. Бетан Морган и Эквоге Абве из Зоологического общества спасения исчезающих видов Сан-Диего опровергли теорию, по которой распространение навыков пользования орудиями среди разных групп шимпанзе происходит географическим путем.

В неволе обезьяны, как и люди, легко учатся новым действиям друг у друга и у того же человека. Однако в природе, как до сих пор полагали многие исследователи, такие навыки не зарождаются каждый раз заново, а «перетекают» из популяции в популяцию. Соответственно, в тех местах, где географические факторы мешают распространению того или иного навыка, он остается уделом немногих.

Живое опровержение Морган и Абве обнаружили в Западной Африке.

Считалось, что умением раскалывать камнями орехи владеют лишь обезьяны, живущие в лесах к западу от реки Н`Зо-Сассандра в Кот-д'Ивуаре. Река выглядела совершенно непреодолимым физическим барьером. Однако зоологи нашли в 1700 км к востоку, в Камеруне популяцию аналогичных шимпанзе-«щелкунчиков» вида Pan troglodytes vellerosus, точно так же использующих каменные орудия, чтобы добраться до питательных семян внутри твердых орехов.

Можно предположить, что изначальная «культурная зона», в которой был распространен навык раскалывания орехов, была шире и занимала все пространство между Камеруном и Кот-д'Ивуаром. Однако исследователи склоняются к альтернативной версии, а именно к той, что навык изобретался неоднократно и в каждой группе шимпанзе приходили к нему самостоятельно.

Космические улики насильственной смерти

Европейкое Космическое Агенство сообщило об очередном достижении телескопа Hubble. При помощи новой Усовершенствованной обзорной камеры (Advanced Camera for Surveys, ACS) телескопа, астрономы получил в свое распоряжение снимки самых молодых в Млечном Пути остатков Сверхновой.

На новых изображениях, составленных из 18 фрагментов, можно увидеть детальную картину разрозненных остатков от взрыва сверхновой звезды «Кассиопея А» (Cas A).

Свечение происходит вследствие нагрева при взрыве. Разные его цвета обусловлены излучением различных атомов. Светло-зелёный цвет излучают остатки богатые кислородом, красный и пурпурный - серой, синий свидетельствует о присутствии водорода и азота.

Взрыв Cas A произошёл примерно 340 лет назад

Астрономы несколько раз изучали остатки звезды. Две последних серии снимков ученые сделали с промежутком в 9 месяцев - для изучения динамики разлета.

Сопоставление этих изображений позволило установить, что остатки звезды движутся со скоростью 50 миллионов километров в час

Сверхновыми звёздами в астрономии сейчас называют звёзды, заканчивающие свою эволюцию в катастрофическом взрывном процессе.

Термином «сверхновые» изначально называли звёзды, которые вспыхивали гораздо (на порядки) сильнее так называемых «новых звёзд». На самом деле, ни те, ни другие физически новыми не являются, всегда вспыхивают уже существующие звёзды. Но в нескольких исторических случаях вспыхивали те звёзды, которые ранее были на небе практически или полностью не видны, что и создавало эффект появления новой звезды.

Взрыв сверхновой звезды — явление чрезвычайно редкое. По современным представлениям, в нашей Галактике должен происходить взрыв сверхновой примерно каждые 50 лет. Большая часть этих взрывов оказывается скрыта от нас непрозрачной пылевой подсистемой нашей Галактики. Поэтому большинство сверхновых наблюдаются в других галактиках. Более половины открытых сверхновых находятся в туманности Андромеды. Глубокие обзоры неба на автоматических камерах, соединённых с телескопами, позволяют сейчас астрономам открывать более 100 вспышек в год.

В случае вспышки Сверхновой ее светимость может сравниться со светимостью галактики

После взрыва на месте звезды остается нейтронная звезда или черная дыра.

Совсем недавно астрономам удалось наблюдать вспышку Сверхновой практически в режиме он-лайн. Сначала гамма-всплеск «поймал» спутник Swift. Это случилось 18 февраля 2006 года. Источником оказалась звездоформирующая галактика в 440 миллионах световых лет от нас, расположенная в созвездии Овна. Процесс вспышки сверхновой затем изучали четыре независимые международные группы астрономов, наблюдения которых могут даже подкорректировать теорию этих величественных явлений.