День рождения в рентгеновском диапазоне

Знаменитому телескопу Chandrа исполнилось семь лет. 23 июля 1999 года его вывел в открытый космос космический челнок Columbia. И еще около месяца потребовалось ученым для того, чтобы ввести космический аппарат в режим непрерывной научной работы.

Телескоп, названный в честь выдающегося астронома Чандрасекара, летает на орбите, в 200 раз более высокой, чем телескоп Hubble. Высота орбиты – 139 000 километров. Это около трети расстояния от Земли до Луны. Кроме того, Chandra – крупнейший спутник, запущенный при помощи космических челноков: его длина почти 15 метров.

Ровно семь лет назад на Землю пришла первая научная информация после отладки телескопа на орбите. Одной из наиболее значительных работ телескопа стал новый рентгеновский снимок центральных областей нашего Млечного Пути. На получение снимка у телескопа ушло более миллиона секунд (на получение уникального изображения размером 17 х 20 угловых минут, что соответствует области 130 х 168 световых лет, телескоп израсходовал 278 часов своего наблюдательного времени). Судя по снимку, к центру галактики стремятся сразу три массивных звездных скопления, что сулит в будущем феерические наблюдения.

На Юпитере он нашел источник пульсирующего рентгеновского излучения (названный Большим рентгеновским пятном), природа которого пока остается тайной для ученых. А в 2005 году обсерватория разглядела пару из белых карликов, обращающихся один вокруг другого всего за 321 секунду. И период обращения, по словам ученых, быстро сокращается. Сейчас расстояние между звездами системы J0806 всего 80 тыс. км, но в будущем они должны слиться. Этот объект может оказаться одним из самых мощных источников гравитационных волн в нашей Галактике, которые, возможно, ученые сумеют обнаружить в будущем.

Занимался телескоп и изучением нашей гигантской соседки – Туманности Андромеды, галактики М31. Изображение Туманности NASA опубликовало ко дню рождения другого заслуженного труженика внеатмосферной астрономии – телескопа Hubble. Данные телескопа показывают множество точечных источников рентгеновских лучей, группирующихся вокруг диффузного рентгеновского облака.

Точечные рентгеновские источники ученые увязывают с двойными системами, один из компонентов которых – нейтронная звезда или черная дыра. Нагретый до миллионов градусов, падающий на маленького, но значительного по массе компаньона газ и излучает в рентгеновском диапазоне.

Диффузный рентгеновский источник представляет собой, очевидно, газ, скопившийся в центре галактики и нагретый до миллионов градусов. Как полагают, источником нагрева послужили ударные волны, вызванные в газе взрывами сверхновых. А самое грандиозное открытие телескоп совершил в галактике NGC 6240. Там открыто сразу два активных ядра, каждое из которых оказалось черной дырой. Кстати, на сайте телескопа утверждается, что фотоны рентгеновского диапазона, засеченные Chandra в подобных исследованиях, испущены частицами в последнюю секунду перед тем, как пропасть навсегда в черной дыре.

Бог в голову не влез

Канадские ученые решили выяснить, есть ли в голове человека «место для бога» – так сказать, религиозный центр мозга, отвечающий за мистический опыт и общение со всевышним. Результаты проведенного исследования опубликованы в Neuroscience Letters.

Нейрофизиологи из Монреальского университета во главе с Марио Борегардом (Beauregard) попытались, по их собственным словам, вычленить «неврологические основы мистических переживаний». В исследовании были задействованы 15 монахинь-кармелиток в возрасте от 23 до 64 лет.

Ученые сканировали их мозг с помощью функциональной ЯМР-томографии во время молитв и смотрели, какие области в нем будут активизироваться. Монашек не просили достичь состояния духовного единения с богом, поскольку те заявили, что «Господь не может быть вызван по нашему желанию». Поэтому в качестве контрольного эксперимента служительницы бога должны были представить момент наибольшей близости с каким-либо человеком, который случился у них уже после пострига.

Как показали опыты, при молитве у монахинь активизируются сразу множество различных структур мозга, в частности хвостатое ядро, которое связывают с формированием положительных эмоций – счастья, ощущения романтической и материнской любви.

Физиологи предполагают, что именно хвостатое ядро может быть «ответственно» за то чувство бесконечной радости и любви, которое монахини, по их отзывам, испытывают во время молитв. Но считать его «религиозным» центром некорректно, так как хвостатое ядро активизируется и при формировании положительных эмоций, не связанных с молитвой.