Толстые мамы рожают толстяков

Сотрудникам Военно-медицинской школы при Гарвардском университете под руководством Мэтта Джиллмэна (Matt Gillman) удалось, по их собственным словам, «задокументировать, как эпидемия ожирения в США передается следующему поколению».

Опубликованное в журнале Obesity исследование охватило 120 000 детей в возрасте до 6 лет, у которых контролировали показатели роста и веса. Как оказалось, за время между 1980-ми и 2000-ми годами рост количества ожиревших детей был наиболее интенсивен. Эта категория увеличилась за последние два десятилетия на две трети, и сегодня в нее попадают 10% детей.

По мнению Джиллмана, мать, набирающая большой вес во время беременности, может передать ребенку предрасположенность к ожирению. Ученый считает, что это не так страшно, потому что многие дети, страдающие ожирением, теряют излишний вес в период взросления, но все же у ребенка с избыточным весом шанс получить «взрослое» ожирение намного выше.

Трилобиты оказались первыми метростроевцами

Ископаемые морские членистоногие трилобиты, вымершие в середине пермского периода, возможно некогда рыли туннели. Такую гипотезу шведские и британские исследователи выдвинули в последнем номере Geology.

Благодаря счастливой случайности окаменевших трилобитов прямо в туннелях обнаружили в шведском известняковом карьере. По словам Лесли Чернса из Кардиффского университета, он заметил трилобитов, когда палеонтологи присели позавтракать, прямо у себя под ногами.

«Застать» трилобита в норе не удавалось почти никому. На сегодня в мире известна лишь одна такая находка полуразрушенных ходов. Доказать тогда, что туннели не были одноразовыми и трилобиты не покинули их, пробурившись через почву, не получилось.

Поэтому шведский успех сразу был признан уникальным. Заполненные песком туннели часто встречаются палеонтологам. Долгое время считалось, что их прорывают мягкотелые животные (у трилобитов же спинка покрыта хитиновым покровом). Но в последние годы ученые стали подозревать, что именно трилобиты создавали сложную сеть открытых туннелей и пользовались ими для передвижения. Теперь этот факт доказан.

Шведских трилобитов, по-видимому убила какая-то внезапная катастрофа, например их могла затопить резко поднявшаяся вода, бедная кислородом. После этого членистоногих быстро покрыл толстый слой грязи, уберегший от падальщиков и позволивший спокойно пролежать 465 миллионов лет.

Подробности подземной жизни трилобитов пока неизвестны. Как и то, зачем им понадобился их своеобразный «метрополитен». Возможно, в нем они скрывались от хищников вроде наутилусов, которые прочесывали палеозойские океаны в поисках добычи. А может быть, использовали текущую по туннелям воду, чтобы насыщать кислородом жабры, как делают некоторые современные омары.

Словом, «внизу они могли есть, прятаться, размножаться – кто знает?» – по мнению палеонтолога Уити Хагадорн (Whitey Hagadorn) из колледжа Амхерста в Массачусетсе, которое он высказал Discovery, находка может стимулировать дальнейшие исследования, и когда-нибудь ответ найдется.

Перестройка Солнечной системы

В понедельник открывается Международный астрономический конгресс, который должен решить, оставить ли Плутон в числе планет. Специальная комиссия, сформированная весной Международным астрономическим союзом, рекомендовала сохранить для Плутона статус планеты, но пересмотреть статус других объектов пояса Койпера.

По мнению семи ведущих специалистов, включенных в комиссию, назрела необходимость пересмотреть классификацию объектов Солнечной системы.

Они считают, что Плутон и другие объекты из пояса Койпера должны быть выделены в категорию «карликовых планет», которые станут равноправными членами «планетарного сообщества» наряду с планетами земной группы (Меркурий, Венера, Земля, Марс) и планетами-гигантами (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун).

Заключение комиссии носит рекомендательный характер. Окончательное решение остаётся за конгрессом.

Похоже, дискуссии предстоят ожесточённые. Тем более что совсем недавно открытые при помощи телескопа Hubble спутники Плутона – Никс и Гидра – добавляют новые штрихи к его облику. Почти круговые орбиты и наличие крупного спутника Харона говорят о том, что вся система сформировалась единовременно.

Впрочем, есть спутник и у основного конкурента Плутона за звание планеты, объекта 2003 UB 313 – Зены, диаметр которой даже больше, чем у Плутона. В 2005 году группа астрономов под руководством Брауна обнаружила, что у Зены есть даже собственная луна, диаметр которой около 250 км. Спутник получил неофициальное название Габриэлла (спутница Зены в кинофильме «Зена – королева воинов»). По мнению астрономов, небольшая луна появилась на свет вследствие столкновения двух тел пояса Койпера.

Судя по всему, какое бы решение ни принял конгресс, к нему снова придется вернуться через 9–15 лет, после получения данных «с мест». Поставщик этих данных уже отправился к Плутону. Миссия NASA New Horisons стартовала 17 января 2006 года. В 2007 году аппарат совершит гравитационный маневр в поле Юпитера, получив дополнительный импульс и проведя ряд научных исследований планеты-гиганта, после чего направится к Плутону и его спутникам. В 2015 году намечено исследование Плутона и спутников, после чего зонд направится еще к одному-двум объектам пояса Койпера. После чего, очевидно, учёных ждут новые дискуссии на очередном конгрессе.