Мёртвый снег

Перед покорителями Марса встала непредвиденная до сих пор проблема: быстрая коррозия. Сразу две статьи в июньском выпуске журнала Astrobiology свидетельствуют, что грозы и смерчи на Марсе могут приводить к образованию перекиси водорода и пероксидов в грунте и в атмосфере планеты.

Физик Грегори Делори из UC Berkeley's Space Sciences Laboratory в Калифорнийском Университете - автор первой работы считает, что если данные его группы верны, то за последние три миллиона лет, в которые климат на Марсе сохранялся таким, как сейчас,

в почве планеты должно было скопиться такое количество перекисей, которое убило бы почти любую попавшую в грунт бактерию.

Команда Дэлори основывала свои данные на земных полевых наблюдениях смерчей и гроз, а также на компьютерном моделировании, переносящем земные данные в марсианские условия и на данных, переданных посадочным аппаратом Viking в 1970-е годы.

Вторая статья, также написанная группой Дэлори, посвящена химии образования марсианских пероксидов. Электрические разряды, происходящие во время гроз и смерчей, расщепляют водяной пар и углекислый газ (из которых в основном состоит марсианская атмосфера) на свободные радикалы. Одним из продуктов их рекомбинации и является перекись водорода Н2O2.

По расчетам ученых, должна образовываться такая концентрация перекиси, что может выпадать пероксидный снег.

Кроме того, могут образовываться и очень активные озониды, содержащие активный ион О3-.

Результаты ученых приводят к неожиданным следствиям. Во-первых, если жизнь на Марсе и была, то теперь ей сохраниться стало намного труднее. Перекись - весьма агрессивная среда, и накопившаяся в грунте концентрация может уничтожить почти любой микроорганизм.

Во-вторых, образование перекиси способствовало похолоданию на Марсе: более агрессивный окислитель просто «выжег» парниковый метан.

В-третьих, при длительном пребывании земной экспедиции на Марсе придется учитывать коррозионное воздействие перекисей (впрочем, Дэлори не поясняет, как в таком случае сумели многократно превысить свой ресурс марсоходы Spirit и Opportunuty).

Ну и последний, самый неожиданный вывод. Некоторые спорные фрагменты марсианских метеоритов, которые принимают за следы марсианских бактерий, согласно Дэлори, могут быть просто следами действия перекисей.

По мнению американского специалиста, окончательно его гипотезу сумеет проверить новый ровер, который заменит существующие марсоходы в 2009 году.

Укололся – обожрался

Ученые из Университета Флориды смогли выяснить, почему некоторые обжоры постоянно чувствуют себя голодными, хотя уже давно страдают ожирением. Исследование показало, что у 6% чрезмерно тучных людей просто имеется генетический дефект, не позволяющий стать сытыми.

Выяснилось, что основная причина «генетического» ожирения – мутации кодирующего рецептор меланокортин-4 гена.

Флоридские исследователи сравнили и проанализировали 40 мутаций из известных на сегодняшний день. В результате удалось идентифицировать 11 мутаций, которые заставляют рецепторы пропускать сигналы от молекул, сообщающих организму, когда пришла пора поесть, а когда – отложить нож и вилку в сторону. Носители этих мутаций ощущают, что их желудок пуст, независимо от того, сколько съели. Полученные данные опубликованы недавно в онлайн-выпуске журнала Biochemistry и позволяют приблизиться к главной цели такого рода исследований – придумать, как исправить подобный генетический дефект.

По словам ведущего автора исследования – адъюнкт-профессора медицинской химии Кэрри Хаскелл-Луэвано (Haskell-Luevano), ученые уже предположительно определили молекулу, которая способна скорректировать одну из мутаций и наладить процесс поступления сигналов голода. «Когда мы научимся управлять компонентами всей цепочки, можно будет говорить, что мы нашли потенциальное средство против ожирения», – пояснила Кэрри.

Три года флоридские ученые собирали данные, изучая, как клетки мутировавших рецепторов реагировали на молекулы, которые обычно стимулируют желание поесть и контролируют чувство аппетита. Как рассказал возглавлявший эксперимент биолог Чжиминь Сян, исследователи в настоящий момент готовятся к опытам на генетически модифицированных мышах, чтобы понять, как поведут себя мутации на практике и вынудят ли грызунов растолстеть или заболеть диабетом.

Не остались без внимания медиков и остальные 94% больных ожирением – стремительно распространяющимся заболеванием, от которого только в США, по данным национального Центра по контролю и профилактике заболеваний (Centers for Disease Control and Prevention), страдают около 30% взрослых и 16% детей. Им может помочь разработанная сотрудниками Научно-исследовательского центра Скриппса вакцина, статья о которой опубликована в Proceedings of the National Academy of Sciences.

Гипотезы о вирусной природе ожирения последнее время обсуждаются и высказываются все чаще. Сегодня ученые знают как минимум три вида аденовирусов, которые провоцируют развитие жировой ткани у животных.

Действие новой вакцины направлено против гормона грелина, вызывающего чувство голода. Испытания на крысах трех взаимодействующих с разными составляющими гормона вакцин показали, что инъекции вызывали образование антител, блокирующих активную форму грелина.

Вакцинированные животные при одинаковом питании набирали меньший вес, чем непривитые. Причем чем выше был уровень антител, тем ниже, соответственно, оказывалась и прибавка в весе. По мнению ученых, вакцина воздействует на метаболизм у крыс.

Исследователи надеются в будущем создать аналогичную вакцину и для людей, однако на сегодня ряд экспертов признают такой способ борьбы с лишним весом небезопасным, поскольку процессом выработки антител сложно управлять.