Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Древнерусские храмы-1. Первая София

Так сложилось, что в истории древнерусской культуры в целом и архитектуры в частности существует как минимум один разлом на «до» и «после». Конечно, мы говорим о монгольском нашествии. За сравнительно короткий срок - начиная с первого столкновения 1223 года на Калке и заканчивая взятием Киева в 1240 году войсками Батыя, древнерусские княжества оказались под властью или в зависимости (в случае Новгорода) от Орды. В этом цикле лекций мы умышленно не будем касаться исторических аспектов нашествия и даже культурных аспектов его. Мы остановимся на том немногом, что осталось от той архитектуры, которая «до». А попросту - поговорим о тех немногих памятниках древнерусского зодчества, которые дошли до нас со времен до 1240 года.

НАЧАЛО

Сначала чуть-чуть о самом слове «зодчество». В Древней Руси под этим словом подразумевали только каменное строительство. «Здати» - строить, создавать, «здо» - глина, из которой изготовляли плинфу - тонкий кирпич, из которого строили первые храмы и дворцы. Кстати, таким образом, «Создатель» буквально означает «вылепивший из глины», если вспомнить, как (согласно Ветхому Завету) творили человека.

Да и летописи разделяли каменное и деревянное строительство: когда употреблялся термин «създа» - то совершенно определенно имелась в виду каменная постройка, когда «постави» - деревянная. Так что с точки зрения древнерусского человека «деревянное зодчество», музеи которого сейчас существуют в России и на Украине - оксюморон, как «живой труп».

Еще отметим, что первые каменные постройки (и храмы в том числе), появились на Руси несколько ранее её крещения. Опять-таки, не будем касаться сложного и деликатного вопроса крещения. Отметим только, что еще во времена князя Игоря стояла на Руси каменная соборная церковь Ильи-пророка. То есть, еще за полвека до деяний Владимира Красно Солнышко. Найдены остатки и каменных дворцов дохристианского периода.

Однако первой постройкой, о которой мы можем сейчас говорить хотя бы вскользь, поскольку ее следы мы можем увидеть и поныне, стала киевская церковь Богородицы (Десятинная), заложенная князем Владимиром в Киевев около 989 года и законченная в 996 году.

Почему Десятинная? Просто это был главный храм новой церкви, которой Владимир даровал десятину со своих доходов. Так что уже тогда церковь стала понятием экономическим. Увы, во время штурма Батыем Киева церковь рухнула - то ли нападающие постарались, то ли спасающегося народу набилось столько, что его тяжести храм не выдержал. Сейчас можно видеть фрагменты раскопанного фундамента (фундамент сохранился настолько плохо, что не удается полностью реконструировать даже его план), а кроме того, в музее - несколько каменных скульптур, мозаичный пол и фрагменты росписи.

Время от времени украинское руководство порывается «восстановить» церковь, тем самым разрушив археологический памятник. Разумеется, ни о какой научной реставрации речи не идет, поэтому остается надеяться, что в нынешней политической ситуации на Украине некоторое время будет не до этого.


Пройти по потолку

Инженеры и ученые компании Advanced Technology Centre в Бристоле создали пластик Synthetic Gecko, который разработан по принципу гекконьих лапок и использует для «прилипания» к поверхностям межмолекулярные силы. На поверхности пластика мириады грибообразных волосков, которыми пластик и «прилипает» к поверхности.

Разработчики предполагают множество применений пластика – от создания герметических пластырей для заделывания пробоин в космосе до спецснаряжения для промышленных альпинистов.

По уверению ведущего автора разработки доктора Сайяда Хака, квадратный метр материала может спокойно «прилепить» к потолку семейный автомобиль. Или удержать слона.

Как выяснили ученые, секрет цепкости геккона основан на так называемых силах ван дер Ваальса, названных так по их первооткрывателю, голландскому физику Яну ван дер Ваальсу, нобелевскому лауреату 1910 года.

Когда геккон опускает лапку на поверхность, лопаточки на концах щетинок столь плотно прилегают к ней, что в работу включаются силы межмолекулярного взаимодействия. Сами по себе силы слабы, но за счет множественности щетинок лапка как бы прилипает к вертикальной стене или потолку. Стоит геккону потянуть лапку – силы ван дер Ваальса исчезают, и лапка легко отделяется от поверхности.

Основа искусственной «гекконовой лапки» создана из поламида и покрыта микроскопическими волосками в форме грибов. Такое покрытие удалось получить с применением видоизмененной технологии фотолитографии, при помощи которой обычно формуют кремневые чипы.

«Процессы, которые мы используем при производстве Synthetic Gecko, представляют собой модифицированные стандартные процессы производства электроники. Они хорошо известны, дешевы и могут быть легко применены в массовом производстве», – говорит Хак.

Пока что ученые создали несколько образцов до 10 см в диаметре, которые замечательно прилипали почти к любой, даже загрязненной поверхности.

Как сообщает «Би-би-си», это не первая попытка воссоздать гекконовую лапку, но до сих пор более или менее успешные образцы получались крайне сложными и дорогими методами, не пригодными для массового производства.

И все же, по мнению Хака, им предстоит еще немало потрудиться, чтобы достичь такого же уровня сцепления с поверхностью, как у этих небольших ящериц.