Генетические самокрутки

В генетическом коде помимо информации, определяющей все белки, которые может произвести клетка, найден еще один механизм кодирования. Код закладывает порядок блокировки информации. Она недоступна для считывания на тех участках молекулы ДНК, где цепочка накручена на гистоны – своеобразные белковые катушки, и код указывает места скрутки.

Определяющие местоположение заблокированных кусочков ДНК последовательности нуклеотидов описали Эран Сигал из израильского Института Вейцмана и Джонатан Уидом из Северо-Западного универститета в Иллионойсе в последнем номере журнала Nature.

Биологи в течение многих лет подозревали, что участки ДНК, которые наиболее легко накручиваются на нуклеосомы, благосклонны к этому благодаря особым факторам. Но, какие это факторы, было непонятно. Учёные проанализировали более двухсот свёрнутых в нуклеосомы участков ДНК дрожжей.

И обнаружили скрытые метки – особую последовательность нуклеотидных пар на некоторых участках цепи, определяющих доступность следующего за ними генетического материала. Они расположены в считавшейся до сих пор «мусорной» части ДНК

Зная эти ключевые участки, исследователи сумели правильно предсказать местоположение 50% нуклеосом в клетках аналогичных тканей у других видов (в каждой клетке содержится около 30 миллионов нуклеосом).

Фактически открытие означает установление универсального для всех живых организмов механизма блокировки генетической информации.

Доктор Сигал, по его словам, был весьма удивлен такому хорошему результату. По его предположению, нуклеосомы часто перемещаются, открывая для считывания новые участки ДНК. Местоположение неразгаданной половины скрученных ДНК определяется соревнованием между нуклеосомами и другими механизмами блокировки.

На свободных участках ДНК при необходимости транскрибировать ген (создать новый белок) реализуется похожий природный механизм меток. Об этом коде учёные знали уже давно: перед геном, определяющим вещество, стоят «поясняющие» его 6–8 нуклеотидных пар.

Сами катушки-нуклеосомы состоят из белков гистонов. В процессе эволюции гистоны проявили себя как наиболее стойкие к изменениям. Они так же практически не различаются у разных видов живых организмов. Так, гистоны гороха и коровы различны всего в двух из 102 аминокислотных соединений. А так как любая информация о белке содержится в виде последовательности нуклеотидных пар в ДНК-коде, ученые давно предполагали, что существует похожий для многих организмов механизм блокировки информации в ДНК-коде. Записанный в виде последовательности нуклеотидных пар, им может оказаться как раз нуклеосомный код.

А сочетание кода считывания и кода блокировки как раз и определяет, во что превратится данная клетка при развитии организма из зародыша.

Космическая гидра породила планету

Американским ученым удалось исследовать очень интересный небесный объект в созвездии Гидры. Во-первых, им удалось непосредственно увидеть внесолнечную планету. Во-вторых, доказать, что эта планета вращается вокруг коричневого карлика, что само по себе необычно. В-третьих, установить параметры этой системы.

Сделанные астрономами из Gemini Observatory на Гавайях и Steward Observatory в Туксоне, Аризона, открытия совершались на протяжении трех лет. Сначала, 28 августа 2004 года и 26 апреля 2005-го, ученым удалось получить непосредственное, прямое изображение планеты, что для внесолнечной астрономии сенсация. Затем путем долгих наблюдений удалось показать, что новооткрытая планета вращается вокруг коричневого карлика 2MASS J1207334-393254, который находится в созвездии Гидры.

Для исследования системы карлика ученые привлекли еще и чилийский VLT – Very Large Telescope. С его помощью удалось выяснить параметры системы.

Оказалось, что этот карлик расположен не так далеко от нас – всего в 59 парсеках (на данном этапе точность измерения составила 7 парсеков). Удалось определить и расстояние от планеты до недозвезды: планета расположена от карлика почти в 50 раз дальше, чем Земля от Солнца, – 46 астрономических единиц (с точностью до пяти а. е.). Так как месторасположение системы зафиксировано, со временем погрешности в измерениях расстояний снизятся на один-два порядка, говорят ученые. Вычисленная температура карлика также соответствует современным представлениям о данных объектах. На так и не разгоревшемся солнце этой уникальной системы температура всего около тысячи градусов (полученный диапазон – 920–1540 К).

В этом году ученые из Южной Европейской обсерватории (ESO – European Southern Observatory) обнаружили коричневый карлик, находящийся почти в 15 раз ближе к Солнцу. Но этот карлик сам является спутником звезды. Система «SCR 1845-635 – коричневый карлик» находится на расстоянии 12,7 световых лет от Солнца. Однако и это не самый близкий к нам коричневый карлик. В январе 2003 года сразу два карлика удалось разглядеть около звезды Эпсилон Индейца, которая находится еще ближе – в 11,8 светового года. Но и у них никаких планет не видно.

«Газета.Ru» следит за звездным небом.