Генетики уничтожили половое равенство

Ученые Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (UCLA) во главе с Ся Ян установили, что тысячи идентичных генов в одинаковых органах мужчин и женщин ведут себя по-разному. Изданное в августовском выпуске журнала Genome Research исследование объясняет, почему одна и та же болезнь часто развивается неодинаково у мужчин и женщин и почему они по-разному реагируют на лечение.

Генетики сосредоточились на экспрессии генов. Они обследовали более 23 000 генов в мозге, печени, жире и мышечной ткани мышей, чтобы вычленить генетические ключи таких болезней, как диабет, атеросклероз, ожирение и психические расстройства. Каждый из исследованных генов функционировал и в мужском, и в женском организмах.

Полученные результаты сильно удивили ученых: существовала прямая корреляция между половой принадлежностью и уровнем экспрессии того или иного гена.

Слабее всего различия выражены в тканях мозга – они измерялись здесь сотнями, а не тысячами, как в других органах. В целом заметные расхождения были зафиксированы более чем в половине типов экспрессии генов самцов и самок, причем многие из этих генов связывают с развитием серьезных заболеваний.

У людей и мышей совпадает 99% генов. Поэтому, по оценкам исследователей, выводы, по всей вероятности, можно распространить и на человечество.

Открытие имеет не только фундаментальное, но и практическое значение, поскольку позволяет разработать новые и более эффективные, обусловленные половой принадлежностью пациента методики лечения самых разных заболеваний и специальные мужские и женские версии лекарств.

Сотрудники UCLA впервые обнаружили половые различия в экспрессии генов жировых и мышечных тканей и заметно расширили спектр зависящих от пола генов в печени и мозге. В ходе предыдущих исследований было идентифицировано около 1000 таких генов для печени и 60 – для мозга. Калифорнийцы аналогичных генов выявили почти в десять раз больше.

По словам Ся Ян, исследователям удалось обнаружить «генетическое неравенство, которое может объяснить, чем отличаются мужчины от женщин в терминологии риска развития болезни, нормы и степени тяжести». А соавтор открытия Томас Дрейк добавил: «Никто не ожидал, что генетический гендерный разрыв окажется столь велик».

«Мужчины и женщины несут одинаковый генетический код, но, судя по полученным нами данным, пол регулирует, насколько быстро тело сможет преобразовать ДНК в белки, и соответственно, как будет развиваться болезнь», – поясняет Ся Ян.

«На генетическом уровне два пола отличаются только половыми хромосомами, – констатирует Дрейк. – В человеческий геном входит более 30 000 генов, и хромосомы X и Y составляют менее 2% от них. Но если рассматривать экспрессию генов, то отличаться будет уже половина генов, и разница будет связана уже не с репродуктивной системой».

Правда, определить, какой пол лучше приспособлен противостоять конкретным заболеваниям, генетики пока не в состоянии. По их словам, это зависит от слишком многих факторов и требует дополнительных исследований.

Древнее проклятие новгородца

Российским археологам удалось прочесть текст древнерусской берестяной грамоты, найденной на раскопках в Великом Новгороде. Как сообщает новгородская государственная телерадиокомпания «Славия», первая берестяная грамота новгородского полевого сезона 2006 года оказалась фрагментом крышки от короба. По всей видимости, ее владелец написал на бересте свое имя и предупреждение, которое на современный русский язык можно было бы перевести как

«не трогай короб и не пытайся его украсть у меня, а то прокляну».

Согласно информации из Новгородского облкомитета по культуре, кино и туризму, древнерусскую бересту обнаружили 4 июля на 14-м Троицком раскопе, расположенном на Софийской стороне Великого Новгорода неподалеку от Кремля. Грамота находилась в археологических слоях XII века. (Изначально говорилось, что документ датирован XIV веком.) Раритет нашли находящиеся в Великом Новгороде на практике студентки-археологи из Московского госуниверситета Эльвира Ибрагимова и Дарья Сальникова.

Реставрацией древней бересты, как и прежде, займется руководитель Новгородского центра музыкальных древностей Владимир Поветкин.

Первая в археологическом сезоне-2006 береста стала 957-й по счету берестяной грамотой. Первая в истории археологии берестяная грамота была обнаружена более полувека назад экспедицией академика Арциховского в 1951 году. Кстати, самую первую грамоту тоже обнаружила практикантка, на радостях одаренная академиком премией в размере ста рублей.

Впервые в истории археологии до нас дошли массовые находки, донесшие до исследователей нормальную живую речь средневековой Руси, которая не искажена книжными и церковными штампами. Среди берестяных грамот можно найти и упражнения в грамоте, и детские рисунки, и любовные записки, и жалобы, и угрозы, и даже разведдонесение – текст со словами «Литва восста на Корелу».

Берестяные грамоты позволили даже установить, что в Великом Новгороде говорили на особом диалекте, и сделать смелые выводы об особом происхождении славянского племени, основавшего Новгород. А в прошлом году ученые обнаружили наконец берестяные грамоты, содержащие и русскую ненормативную лексику.

Кроме первой в сезоне грамоты на Троицком раскопе археологи сделали немало других примечательных находок, судя по стратиграфии, также относящихся к XII веку. В их числе – два серебряных динария, наконечник боевой пики, фрагмент железной кольчуги, небольшой янтарный перстень и долото.

В плане датировки вещей, попавших в культурный слой, Новгород представляет собой весьма редкое явление. Почти всегда можно привязать находку к тому или иному ярусу мостовых, которые перестилались каждые четверть века. А дату настила мостовых методом дендрохронологии можно установить с точностью до нескольких лет, поэтому можно весьма точно датировать и время попадания находки в культурный слой.

Недавно в Новгороде сделано еще одно открытие, связанное с древними надписями. Санкт-Петербургский историк, ведущий научный сотрудник Института истории материальной культуры, доктор исторических наук Александр Мусин сумел объяснить найденные в 2002 году граффити в церкви Успения на Волотовом поле. Мусин убедительно показал, что граффити оставлены строителем церкви, который, судя по этой надписи, был греческим моряком, прибывшим в Новгород и оставшимся там.

В настоящий момент на раскопе в историческом центре Великого Новгорода под руководством ученых работают студенты из Москвы и Брянска, из США, а также новгородские старшеклассники. Ожидается, что позже к раскопкам подключатся студенты из Санкт-Петербурга. В августе в Великом Новгороде параллельно с исследованиями на Троицком раскопе у Новгородского кремля будут проводиться работы на археологическом раскопе на Посольской улице и Рюриковом городище близ Новгорода.