Из губки выжимают рак

К настоящему моменту учеными расшифровано несколько геномов многоклеточных организмов и проведено их сравнение с геномами одноклеточных, но от стопроцентного понимания процессов, которые позволили появиться сложными организмам, современная наука пока еще далека. Непонятным остается и то, каким образом в организме осуществляется контроль за его нормальным развитием, а также за ростом, функционированием и размножением отдельных клеток.

Последнее особенно важно в свете существования болезней наподобие рака, с которыми человечество толком пока не знает, что делать.

Каким образом возникает раковое заболевание, почему происходит бесконтрольный рост клеток раковых опухолей?

Ответ на этот вопрос ученые надеются получить с помощью расшифровки геномов различных организмов. Так, группа ученых во главе с Мэнси Шривастава из Калифорнийского университета полностью расшифровала геном губки Amphimedon queenslandica, которая в изобилии проживает в окрестностях Большого Барьерного рифа, что располагается в Коралловом море вдоль северо-восточного побережья Австралии. Результаты расшифровки представлены в статье в новом номере журнала Nature.

Морские губки известны со времен докембрия — того периода истории Земли (3,8 млрд лет назад), когда и возникли организмы, от которых теперь остались ископаемые останки в современных осадочных породах. Ученые выяснили, что геном губки состоит из 20—30 тысяч генов, среди которых насчитывается 4,67 тысячи семейств родственных генов. Из этого количества 1286 отсутствуют у наиболее близких губкам одноклеточных (хоанофлагеллатов).

Вероятно, эти гены могут отвечать за возникновение многоклеточного образа жизни у животных.

При этом, как сообщает РИА «Новости», семейства этих генов заметно менее многочисленны, чем у более сложных животных. По мнению авторов публикации, они отражают минимальный набор, необходимый для поддержания целостности многоклеточного организма, синхронизации клеточных процессов, передачи сигналов между ними и определения чужеродных клеток.

В ходе исследования ученых им удалось установить, что морские губки, по сути, имели полный комплект всех тех генов, которые обеспечивают жизнедеятельность гораздо более сложных современных животных — млекопитающих и человека — уже 600 миллионов лет назад.

А в то время губки только-только отделились от других типов животных в ходе эволюции.

Гены, связанные с возникновением рака у человека, видимо, также появились более 600 миллионов лет назад.

Дело в том, что наиболее древними генами, которые, вероятно, отвечают за возникновение многоклеточного образа жизни у животных, оказались те гены, которые вовлечены в процесс деления клеток. По мнению авторов, такие гены дополняют те, которые контролируют деление одноклеточных животных и помогают многоклеточным организмам синхронизировать этот процесс. Самые же молодые гены отвечают за апоптоз клеток, то есть за контроль уничтожения клеток, которые более не нужны или не способны выполнять функции, нужные для организма.

Поскольку многие из выявленных генов связаны с возникновением раковых заболеваний, то данное исследование, по мнению его авторов, может быть использовано в дальнейших исследованиях по борьбе с раком.

Не одной левой

В Шанхае два месяца назад родился мальчик с тремя руками. Ребенок появился в крестьянской семье на востоке Китая, в провинции Аньхуй. Это не первый случай подобного рода в медицине, однако сейчас врачи в затруднении: они пока не могут понять, какую из рук следует удалить.

С одной стороны, обе левые руки полностью сформировались, с другой стороны, ни одна из них не функционирует.

Помимо этого у мальчика Джи-Джи одна почка, а также некоторые другие отклонения, которые в будущем могут привести к искривлению позвоночника.

Сейчас врачи пытаются наметить план диагностики, чтобы определить, какая из левых рук младенца подлежит ампутации, однако пока этому мешает юный возраст пациента.

Руководитель ортопедического отделения шанхайского Детского медицинского центра доктор Чен Бочанг говорит, что это первый случай, когда третья рука настолько хорошо развита.

Такие случаи изредка встречаются. Как правило, причина появления лишней конечности – результат оплодотворения сразу двух яйцеклеток и дальнейшее взаимодействие зародышей с поглощением одним другого. Легкий случай такого взаимодействия – сиамские близнецы (название произошло от старого названия Таиланда, где родились первые известные науке близнецы Чангу и Энгу Бангеры). Иногда сиамских близнецов удается разделить хирургическим путем, иногда это приводит к их гибели.

Каждая подобная операция уникальна и становится событием в мире медицины. Совсем недавно врачи клиники Майо в городе Рочестере за семь часов сумели успешно разделить двух сиамских близнецов, сросшихся в области груди и живота. Возраст пациенток составлял всего полгода, а операцию обслуживало более 30 врачей и медсестер.

Самый известный и сложный случай в России – это знаменитые сестры Маша и Даша Кривошляповы, dicephales tetrabrachius dipus (две головы, четыре руки и две ноги). Ног у них на самом деле было три, однако одну – неразвившуюся – им ампутировали. При этом сестры научились ходить на костылях, но каждая сестра контролировала одну ногу. Сестры родились в 1950 году и прожили 53 года, скончавшись в Первой градской больнице Москвы: Маша скончалась от инфаркта, а Даша – 17 часов спустя – от интоксикации.

Известен также случай, когда из брюшной полости взрослого мужчины был извлечен неразвившийся ребенок, бывший когда-то его братом-близнецом.