Арахниду засыпало с динозаврами

Доисторическая эпоха – древняя таинственная эра, знакомая нам больше по полусказочным мультфильмам, чем по историческим свидетельствам. Только камни способны уверенно просуществовать сотни миллионов лет. Живым организмам такое не под силу, да и их останки слишком недолговечны. Именно поэтому каждая такая находка – послание из глубины веков – уникальна и привлекает большой интерес.

Одна из таких находок – обнаруженные на территории Китая ископаемые останки паука Eoplectreurys gertschi, жившего 165 млн лет назад, в разгар юрского периода.

Исследование образца публикует Naturwissenschaften.

Останки животного были найдены во время археологических раскопок на севере Китая, во Внутренней Монголии. В этом регионе уже находили ископаемых саламандр, небольших примитивных млекопитающих, насекомых и ракообразных. Ученые предполагают, что во время юрского периода регион раскопок находился на дне озера, сформировавшегося в области высокой вулканической активности.

Находка такого древнего паука – единичный случай. Мягкие тела арахнид особенно сильно подвержены разрушению со временем. Изученному археологами пауку сильно «повезло»: его засыпало вулканической золой.

Мельчайшие частички глины сдавили тельце животного, не разрушив тонкую внешнюю оболочку. Обычно седиментационные фрагменты почвы более крупные, и они разрушают, полностью или частично, хрупкие покровы.

Древний паук E. gertschi обладает всеми особенностями современных аналогичных арахнид, найденных в Северной Америке. Скорее всего паукообразные мало эволюционировали со времен юрского периода, предполагают авторы работы. Например, серповидные структуры на тельце животного обнаружены как у древнего, так и у современного пауков. Благодаря этому современный паук выглядит как гость из древних времен, считают ученые.

Исследование ископаемой арахниды также позволяет предположить, что семейство пауков Plectreuridae в доисторические времена было гораздо более многочисленным и проживало на большей территории, чем сейчас.

В настоящее время его представители обнаружены лишь на территории Калифорнии, Аризоны, Мексики и Кубы. 165 млн лет назад эти пауки жили и на небольшом континенте, условном называемом сейчас Северокитайский блок. Изменение растительности во время ледникового периода заставило их покинуть северные территории, но теплый юго-запад Америки до сих пор подходит им.

Египетская вертикаль власти

Необычная гробница заставила по-новому взглянуть на обширную историю многочисленных колониальных войн Древнего Египта. Исследование гробницы в районе археологических раскопок в Томбосе на севере Судана провел Мишель Базон из университета Альберты (Эдмонтон, Канада). Томбос - важный стратегический пункт южного соседа Египта Нубии, завоеванной им около 1550 г. до н. э. ради контроля над богатыми торговыми путями.

Комбинированный способ захоронения, использованный в Томбосе, включает элементы как египетского, так и нубийского погребальных ритуалов. В ходе экспертизы Базон попытался прежде всего выяснить, кто именно здесь, собственно, захоронен: выходцы-эмигранты из Египта или представители коренного населения - нубийцы, перенявшие обычаи завоевателей.

Антрополог занялся сравнительным анализом черепов погребенных и сопоставил их с архитектурой гробниц, особенностями рисунков, которые их покрывали, и положением скелетов. Как оказалось, все перечисленные особенности у похороненных в символически помеченных гробницах египетских чиновников сочетали в себе признаки имперского и местного обрядов.

Если египтяне обычно хоронили своих покойников лежащими на спине в компактных могилах или в пирамидах, то у нубийцев была принята поза эмбриона, а мертвеца заворачивали в коровью шкуру или клали на подобие кровати. По мнению Базона, смесь обрядов, обнаруженная им в Томбосе, свидетельствует о том, что египтяне, вероятно, вступали в смешанные браки с аборигенами. Кроме того, они, видимо, допускали покоренных нубийцев к управлению провинцией и по-братски делили с ними административные обязанности.

Как пишет исследователь в своей статье в Current Anthropology, до сих пор считалось, что при встрече двух культур контакт оказывается направлен «в одну сторону» - социально доминирующая группа модифицировала и подстраивала под себя зависимое население на контролируемой территории. По мнению Базона, модель не универсальна и нуждается в пересмотре, поскольку не описывает все ситуации столкновения различных культур. Традиционные европейские представления оказались подвержены невольному анахроническому подходу к истории: основываясь на поведении новейших европейских завоевателей и традициях современной Европы, исследователи автоматически переносили привычные модели на древнейшее прошлое.