Аскорбинка добавила стволовых клеток

Витамин C (он же аскорбиновая кислота), который содержится в свежих фруктах, овощах и ягодах, особенно в цитрусовых, с давних времен известен как полезное для организма человека вещество. Обладающий ярко выраженными антиоксидантными (антиокислительными) свойствами, витамин C играет важную роль в процессе обмена веществ и является полезным в лечении многих болезней, начиная от обычной простуды и заканчивая раком, замедляя процесс старения организма.

Новое исследование, посвященное аскорбиновой кислоте, обнаружило еще некоторые ее благоприятные свойства.

Работа, проведенная учеными более пятидесяти научных организаций в Китае и Австрии, выявила, что витамин C существенно облегчает получение эмбриональных стволовых клеток из клеток взрослого организма. Исследование опубликовано в журнале Cell Stem Cell.

Напомним, что стволовыми клетками называют незрелые, недифференцированные клетки, способные к самообновлению и развитию в специализированные клетки организма. Во взрослом организме стволовые клетки находятся в основном в костном мозге и в очень небольших количествах в других органах и тканях. Каждая стволовая клетка обладает свойством асимметричного деления, при котором образуется такая же клетка, как материнская, и новая клетка, способная дальше дифференцироваться. Эмбриональные стволовые клетки образуются из внутренней клеточной массы на ранней стадии развития зародыша и являются плюрипотентными, то есть способны дифференцироваться во все типы клеток, за исключением внешних эмбриональных тканей.

Важность эмбриональных стволовых клеток (ЭСК) заключается в их неограниченном потенциале регенеративности и замещения поврежденных тканей.

Но стоит отметить, что в настоящий момент в силу различных причин никакого практического применения ЭСК в медицине не существует.

В последние годы появились работы, в которых говорится о возможности «перепрограммирования» клеток взрослого организма в клетки с характеристиками, аналогичными характеристикам ЭСК, путем «включения» в них определенного набора генов. Получаемые при этом клетки называются индуцированными плюрипотентными стволовыми клетками (iPSCs). Но эффективность этого процесса невысока. «Это является показателем того, как мало мы понимаем процесс «программирования» клеток», – говорит доктор Дуаньчин Пей из Южнокитайского института биологии стволовых клеток и регенеративной медицины.

Пей и его коллеги, изучая процесс «программирования» клеток, провели количественные измерения производства активных форм кислорода (Reactive oxygen species, ROS) и обнаружили, что от них зависит эффективность производства клеток. Так появилась идея использовать антиоксиданты для того, чтобы влиять на свойства ROS.

Исследования показали, что добавление витамина C повышает эффективность производства индуцированных стволовых клеток, полученных из тканей мыши и человека.

Ученые связывают это с тем, что витамин C ускоряет изменение экспрессии генов, что способствует более эффективному «перепрограммированию» клеток. К своему удивлению, исследователи установили, что другие антиоксиданты не являются столь эффективными в этом процессе, как аскорбиновая кислота.

«Наши результаты показывают простой способ улучшения «программирования» индуцированных стволовых клеток и расширяют наши познания об основах механизма этого процесса. Это можно рассматривать как замедление процесса старения на клеточном уровне. Наша работа может стимулировать дальнейшие исследования в этой области».

О шестиугольных снежинках-2

Неизменным атрибутом Нового года и Рождества является снег. Это касается не только России, где большая часть территории в конце декабря – начале января укрыта сугробами, но и стран теплой Европы и далекой Америки, где далеко не везде встречают Рождество и Новый год со снежным покровом.

Снежинки часто используются в новогодних рекламах на телевидении, уличных плакатах и в интернете.

Не стал исключением и официальный сайт журнала Nature, на котором на одном из баннеров была изображена снежинка. Этот баннер и привлек внимание немецкого химика Томас Купа из университета города Билефельд.

Он заметил, что нарисованная в рекламе снежинка является восьмиконечной, а не шестиконечной, как должно быть на самом деле.

Томас Куп не оставил этот факт без внимания и отправил в журнал письмо, которое было опубликовано в последнем номере Nature.

«Многие страны мира вновь по колено в снегу, нарисованном на Рождество и Новый год. К сожалению, в большом разнообразии нарисованных снежинок часто встречаются неправильные «дизайнерские» модели, о чем свидетельствует восьмиугольная снежинка в онлайн-рекламе журнала Nature, – говорится в письме Купа. – Природная шестиугольная симметрия проистекает из-за свойств молекулы воды, которая имеет гексагональную кристаллическую решетку, удерживаемую водородными связями, и это позволяет ей иметь в условиях холодной атмосферы структурную форму с минимальной потенциальной энергией.

Эта форма была известна по крайней мере 400 лет назад, когда астроном Иоганн Кеплер опубликовал свой трактат «О шестиугольных снежинках» в подарок своему покровителю, с этим трудом можно ознакомиться и в наше время. Известно множество красивых фотографий настоящих снежинок.

Почему же многие художники придумывают свою собственную, физически неосуществимую, форму снежинок?» – задается вопросом химик.

Интересно, что рекламный баннер с неправильными снежинками, который заметил Томас Куп, содержал надпись: «Для тех, кто любит науку». Ученый призвал бороться с подобной необразованностью.

«Мы, кто использует достижения науки и любит хороший дизайн, должны направить свои усилия на то, чтобы растаяли все четырех-, пяти- и восьмиугольные снежинки, которые встречаются на открытках, в детских книжках, в рекламе, и просвещать тех, кто невольно генерирует такие снежинки и распространяет их. От всего сердца приглашаю всех обсудить истинную красоту науки за кружкой горячего пунша», – говорится в письме Купа.

Редакция журнала, не откладывая дело в долгий ящик, опубликовала письмо Купа в номере Nature, который вышел в канун Рождества. Реклама с «неправильными» снежинками также исчезла с официального сайта издания.

В связи со всем вышеизложенным отдел науки «Газеты.Ru» призывает родителей в канун новогодних праздников учить детей рисовать и вырезать из бумаги исключительно «правильные», то есть шестиугольные снежинки.