Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Большой адронный рекорд

Физики, работающие с Большим адронным коллайдером, впервые разогнали пучки протонов до рекордной энергии 1,18 тераэлектронвольт. Таким образом, им удалось превзойти показатели самого мощного до этого момента ускорителя – американского коллайдера Теватрон, на котором в 2001 году было достигнуто значение энергии 0,98 ТэВ.

Сотрудники Европейской организации ядерных исследований (ЦЕРН) называют это достижение важной вехой на пути к будущим фундаментальным открытиям, которые могут быть сделаны с помощью коллайдера в 2010 году.

«Мы до сих пор находимся под впечатлением от того, насколько гладко на этот раз происходит ввод в строй Большого адронного коллайдера, – выражает свою радость генеральный директор ЦЕРН Ральф Хойер. – Это фантастика! Тем не менее мы продолжаем идти шаг за шагом, и нам еще многое предстоит сделать, прежде чем мы начнем получать реальные результаты в следующем году. Поэтому я еще держу шампанское во льду».

Но если генеральный директор ЦЕРН не спешит праздновать успех, то его подчиненные все-таки отметили мировой рекорд коллайдера игристым вином.

Об этом свидетельствуют фотографии, которые были опубликованы на официальном сайте организации после сообщения о проведении пучков протонов с рекордным значением энергии. Интересно, что некоторые сайты заметили на фотографиях, что на шкафу в вычислительном центре ЦЕРН пустые бутылки из-под шампанского уже стоят в тот момент, когда физики еще сосредоточенно смотрят на мониторы, наблюдая за ходом эксперимента.

Еще неделю назад физики скромно говорили, что постараются достичь энергии в 1,2 ТэВ до католического Рождества (25 декабря). То, что это значение достигнуто уже сейчас, явно свидетельствует, что работа на коллайдере идет с опережением графика. Впрочем, большинство специалистов, отмечая достижение ЦЕРН, замечает, что рубеж в 1 ТэВ, который удалось преодолеть на БАК, является скорее «психологическим барьером», который

позволил БАК стать самым мощным ускорителем элементарных частиц.

Но и сами сотрудники ЦЕРН не скрывают, что это был пробный запуск и вся настоящая «наука» еще впереди.

«Я работал здесь 20 лет назад, когда у нас был LEP – Большой электрон-позитронный коллайдер. Тогда я думал, что это очень большая и мощная машина для работы, но теперь вижу, что сейчас это не так, – делится своими эмоциями директор подразделения ЦЕРН по работе с ускорителями Стив Майерс. – То, что мы делали на LEP за несколько дней или недель, на нынешнем коллайдере мы делаем за час. Это является хорошим предзнаменованием, чтобы провести в ближайшем будущем серьезные исследования».

После прошлогодней аварии в ЦЕРНе, по словам его директора Ральфа Хойера, была проведена серьезная работа, и 20 ноября пучки частиц снова начали циркулировать по самому мощному ускорителю в мире. Спустя несколько дней в коллайдере были проведены первые столкновения пучков частиц. И вот теперь, по прошествии недели, ЦЕРН празднует новый успех.

Ожидается, что до конца года состоится ряд запусков для окончательной юстировки коллайдера. Реальные физические эксперименты, которые пройдут уже с весьма серьезной энергией – порядка 7 ТэВ – и могут дать важные научные результаты, запланированы на первый квартал 2010 года.


Пробраться сквозь ПРО

Во вторник на президиуме РАН цвет российской науки слушал доклад на тему: «Как преодолевать противоракетную оборону». Создатель новейших ядерных ракет «Тополь-М» и «Булава» член-корреспондент РАН Юрий Соломонов рассказал академикам, что делает российская наука для того, чтобы эти ракеты достигли цели, несмотря на противоракетную оборону вероятного противника (читай – США). И что она сделает в будущем.

Как пояснил Соломонов, сейчас структура противоракетной обороны США сильно отличается от ПРО эпохи СОИ, и отличия все увеличиваются.

В США принята программа «Единая перспектива-2010», которая ставит целью гарантированный технологический отрыв от России в области стратегических ядерных сил и доминирование в космическом пространстве. Если раньше соотношение информационной и поражающей составляющих обороны составляло 40 к 60%, то уже сейчас все изменилось с точностью до наоборот: 60% информационной составляющей, 40% – огневая составляющая.

Поэтому ученые и конструкторы постарались, во-первых, сделать так, чтобы было очень сложно обнаружить пусковые установки, а во-вторых, добиться живучести ракеты на всех участках полета вплоть до поражения цели.

Уже сейчас существуют системы GPS и системы дистанционного зондирования земли, а к 2010 году в США поставлена задача гарантированно обнаруживать как стационарные, так и мобильные площадки запуска баллистических ракет (с вероятностью 80%). Финансирование этой программы уже начато, запуск первого спутника в ее рамках намечен на 2009 год.

Поэтому основной упор в российских ядерных войсках станут делать на подвижные средства запуска, как наземные («Тополь-М»), так и подводные («Булава»). Как считает Соломонов, в рамках той модели развития средств наблюдения, что принята сейчас, наши ракеты «Тополь-М» обнаружить невозможно – проведенные реальные испытания это подтвердили.

Чтобы добиться живучести самой ракеты на активном участке полета, конструкторы воспользовались указанием, сделанным еще 15 лет назад академиком Велиховым: нужно сократить активную фазу полета, то есть быстрее вывести ракету на баллистическую траекторию. А для этого необходимо увеличить стойкость к перегрузкам всех бортовых систем.

Однако даже если к летящему «Тополю» будет применено средство перехвата, вплоть до ядерного, системы электроники способны выдержать и мощную ударную волну, и жесткое гамма-излучение, и тепловое воздействие лазера. Испытания ракеты это подтвердили.

Сейчас ученые стремятся уменьшить заметность ракеты и на этапе разделения боевых элементов и затруднить различение ложных и истинных боеголовок.

А вот коллеги Соломонова высказали весьма интересную мысль: помимо преодоления систем ПРО необходимо не отставать от США в области создания высокоточного баллистического оружия, которое может быть и неядерным, – эффективность такого вооружения оказывается не меньше ядерного.

В противном случае США, создав такое оружие, может инициировать в ООН полное запрещение ядерного оружия вообще,

и тогда Россия окажется перед сложным выбором: либо пойти на конфронтацию со всем миром, отказавшись от запрещения ядерных вооружений, либо оказаться не способной сдерживать военную мощь США.

Правда, мыслей своих ни докладчик, ни оппоненты в подробностях пояснять не стали, сославшись на закрытость информации.