Тайны педагогического искусства-1

К своей докторской диссертации по педагогике я до сих пор отношусь без должного почтения. Хотя бы потому, что, оставаясь физхимиком-экспериментатором, рассматриваю свои занятия со старшеклассниками СУНЦ МГУ и со студентами не как основанный на «научных» методиках процесс, а как искусство. Эта идея не новая - о том же еще полтора века назад писал Ушинский.

Однако до сих пор мне, как члену ученого совета при МГПУ, не попалась ни одна педагогическая кандидатская диссертация, в которой соискатель осмелился бы назвать педагогику искусством.

Везде таблицы, графики, схемы - полное наукообразие. Именно поэтому применение последних (по времени написания диссертаций) достижений научно-педагогической мысли ограничивается обычно процессом подготовки работы к защите самим соискателем и его коллегами. Ведь работа считается хорошей, если в ней улучшается «повышаемость усвояемости». И в ходе апробации очередных «инноваций» желание диссертанта лучше научить подсознательно передается ученикам - они действительно обычно демонстрируют лучшие результаты по сравнению с «контрольной группой».

Конечный результат деятельности многочисленных российских ученых от педагогики - бесчисленные мертвые схемы и неработающие рекомендации.

Человек со всеми своими чувствами, эмоциями, интуициями не вписывается в большинство рационально-логичных методических предписаний. Основная причина этого, на мой взгляд, заключается в том, что праксеологическую (ориентированную на практику человеческих отношений) педагогику стремятся рассматривать как науку-естествознание.

На самом деле можно выделить по крайней мере три поля наук, весьма сильно различающихся между собой:

Детки из клетки

По данным Всемирной организации здравоохранения, около 8% супружеских пар в течение репродуктивного периода жизни сталкиваются с проблемой бесплодия. Согласно определению медиков, супружескую пару считают бесплодной, если беременность у женщины не наступает в течение года регулярной половой жизни (при которой половые контакты происходят не реже 1 раза в неделю) без использования средств и методов контрацепции. Процесс формирования половых клеток – сперматозоидов и яйцеклеток – является очень сложным и не до конца изученным. Нарушение этого процесса и является причиной бесплодия примерно в половине случаев. Последние достижения ученых позволяют надеяться на то, что в ближайшем будущем проблема бесплодия перестанет существовать как таковая.

Речь идет не о лечении конкретного случая бесплодия, а именно о пути, которым можно обойти эту проблему. Летом английские ученые сообщали о своих достижениях в создании искусственной спермы, что является важным шагом в лечении проблемы мужского бесплодия. Сейчас нового успеха добились ученые из Стэнфордского университета (США).

Они нашли способ, которым из эмбриональных стволовых клеток можно получить половые клетки.

Результаты их работы опубликованы в журнале Nature. Исследование проводилось группой ученых, которую возглавила директор Стэнфордского центра исследования стволовых клеток Рене Рейхо Пера.

В 90-е годы XX века Пера вместе с коллегами выявила гены, которые связаны с мужским бесплодием. В ходе современной работы ученые воздействовали на эмбриональные стволовые клетки человека белками, которые стимулируют образование половых клеток, называющихся также гаметами. После этого, ограждаясь от возможного влияния других факторов, ученые исследовали влияние разных генов на формирование половых клеток человека. Оказалось, что ген DAZL является активным на ранних стадиях гаметогенеза. Гены DAZ1 и BOULE отвечают уже за более позднюю стадию, мейоз – обязательное звено полового процесса и условие формирования половых клеток, при котором происходит деление клеток.

После эксперимента, который продолжался в течение двух недель, около двух процентов стволовых клеток стали гаметами.

Следующим шагом в работе ученых должна стать попытка получить половые клетки из индуцированных плюрипотентных (от латинского pluralis — множественный и potentia – сила, мощь, возможность) стволовых клеток (iPCs), то есть клеток, способных превращаться в любую клетку человеческого тела под действием управляющих сигналов. Успешные эксперименты в этом направлении откроют широкие перспективы: в будущем можно будет взять у человека, например, кусочек его кожи и из него получить сперму, причем независимо от пола донора.

Безусловно, данные исследования позволяют задуматься о скором появлении методики решения проблемы бесплодия. Но вместе с этим перед человечеством встает важная моральная проблема. Достижения биологов, судя по всему, дадут возможность создавать людей «конвейером», и потому уже сейчас некоторые ученые призывают задаться вопросом, что будет, если на планете появится большое количество искусственно созданных людей, не имеющих родителей.