Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Все зло от женщин из Европы

Генетики давно ведут поиски генов, отвечающих за склонность людей к повышенному употреблению алкоголя, курению и наркомании. Цель этих исследований весьма благая: установив, какие конкретно гены способствуют превращению вредных привычек в такие серьезные пороки, как алкоголизм и наркомания, можно установить способ, как блокировать действие этих генов и, по сути, продлить человеку жизнь, избавив его от пагубных страстей.

Пока успехи ученых ограничивались лишь тем, что ими были найдены отдельные гены, отвечающие за склонность человека к тому или иному пороку. Например, хорошо изучены гены GABRA2, CHRM2 и ADH4, которые способствуют возникновению страсти к алкоголю. Количество генов CHRNA5, CHRNA3 и CHRNB4 у человека имеет прямую связь с тем, является ли он заядлым курильщиком или человеком, который легко сможет не курить. Один из вариантов гена CAMK4 связан с ускоренным и более сильным привыканием к кокаину.

Группа ученых из Йельского и Принстонского университетов под руководством Хепина Чжана провела поиск генов, отвечающих в совокупности за пристрастие к веществам, оказывающим дурное влияние на человека.

В ходе работы исследователи изучили генетические данные 3627 человек, страдающих алкоголизмом и наркоманией, из специальной базы данных. Для каждого человека устанавливалось, есть ли у него привязанность к одному из шести зол, а именно: никотин, алкоголь, марихуана, кокаин, опиаты или другие наркотики. Относительно людей, у которых ученые наблюдали хотя бы две привязанности из этого списка, предполагалось, что у них содержатся общие гены, отвечающие за употребление психоактивных веществ в целом, после чего проводилось уже изучение их генов.

В результате работы было обнаружено, что у людей, которые усиленно употребляют алкоголь и наркотики, активен ген PKNOX2. Ученые отмечают, что этот ген одинаково проявляется в отношении алкоголя, никотина и разных видов наркотиков, то есть сказать, что этот ген особенно сильно влияет на употребление какого-то конкретного психоактивного вещества, нельзя.

Один из основных выводов заключается в том, что особенно ген PKNOX2 сильно проявляется у женщин, имеющих европейские корни.

В народе считается, что женский алкоголизм – явление более постыдное, чем алкоголизм мужской. В этом есть своя правда: организм прекрасного пола быстрее привыкает к спиртному, чем мужской, что благоприятствует быстрому развитию пагубной страсти. То же, по видимости, происходит у женщин и в отношении никотина и наркотиков. Исследователи предполагают, что ген PKNOX2 передается по наследству и потому человек уже рождается с предрасположенностью к употреблению алкоголя и наркотиков. Так что мнение ряда людей о том, что алкоголиками не становятся, а рождаются, вполне может иметь под собой реальное научное обоснование.

Подводя итоги своей работы, Хепин Чжан и его коллеги отмечают, что исследование такой большой выборки генетической информации было проведено впервые в мире.

Именно масштабы работы и новый подход, который заключался в том, чтобы рассматривать алкоголизм, курение и наркоманию в общем, позволили установить связь гена PKNOX2 с употреблением психоактивных веществ.

Авторы считают, что для поиска генетических методов лечения людей от пристрастия к «зеленому змию», «дурман-траве» и прочим гадостям необходимо продолжать рассматривать алкоголизм, курение и наркоманию как единое целое и провести новые, еще более масштабные исследования генетического материала людей, страдающих от пагубных страстей. Судя по всему, особенно это касается женщин.


Топор отмахал миллион лет

Каменный век – весьма продолжительный и древнейший культурно-исторический период в развитии человечества, который начался несколько миллионов лет назад и завершился несколько тысяч лет назад до нашей эры. Эта эпоха получила свое название из-за того, что орудия труда и оружие тогда были изготовлены в основном из камня. Одним из важных моментов в развитии человечества стало изготовление топоров, лезвие которых заострено с обеих сторон. В Африке были обнаружены подобные топоры возрастом 1,5 млн лет – так называемые Ашёльские артефакты. Возраст заостренных с двух сторон топоров, найденных в Европе, составлял всего 500 тыс. лет, что ставило ученых в тупик: все-таки миллион лет – это слишком большой срок, для того чтобы прогрессивная технология изготовления топоров дошла из Африки в Европу.

Но теперь ученые могут вздохнуть с облегчением.

Эта разница все-таки оказалась на несколько сотен тысяч лет меньше.

Американские ученые из Геохронологического центра Беркли в Калифорнии провели повторные исследования топоров, еще в прошлом веке найденных на двух стоянках древних людей в Испании – Солано дель Самборино и Эстречо дель Куипар. Предыдущие оценки показали, что возраст этих предметов составляет 500 тыс. лет.

Новые исследования показали, что один топор на самом деле старше на 260 тыс. лет, а другой на целых 400 тыс. лет.

Уточнение возраста произошло благодаря методу магнитостратиграфии. Как известно, магнитное поле Земли имеет свойство периодически меняться, и частицы металла, содержащиеся в осадочных породах и обладающие собственной намагниченностью, меняют ориентацию в зависимости от направления магнитного поля Земли.

Изучая ориентацию частиц в разных слоях пород, можно определить их возраст.

Ученые провели анализ пород, в которых были найдены «испанские» топоры, и таким образом выяснили, что эти предметы являются гораздо более древними.

Один из авторов работы, Луис Гиберт, считает, что результаты этого исследования могут поменять взгляд на древнюю историю человечества. Более древний возраст топоров, найденных в Испании, может быть неоспоримым признаком того, что приход более развитых древних людей в эпоху Нижнего Палеолита из Африки в Европу произошел раньше, чем считается в настоящее время. По словам Гиберта, до сих пор остается неясным вопрос, каким маршрутом они шли. Более распространенной считается версия, что сначала завоеватели из Африки дошли до Ближнего Востока, а затем двинулись на запад.

Гиберт же полагает, что люди, шедшие в Европу, благополучно перешли Гибралтарский пролив.

«Конечно, это предположение идет вразрез нынешним представлениям, – признал Гиберт в интервью The New York Times. – Но полагаю, у нас уже достаточно информации, чтобы поддержать его».

Остается только дождаться, когда ученые соберут всю информацию, придут к единому мнению и начнут переписывать учебники древней истории.