Байкал состарили вулканы

— 9.07.09 13:27 —

ТЕКСТ: Петр Смирнов, Улан-Удэ

ФОТО: ИТАР-ТАСС

Видео

Вопрос датировки является одним из самых острых не только в палеонтологии или астрономии. Как показала экспедиция «Миры на Байкале», пересмотру поддается даже возраст Байкала, которому может быть всего 8 тысяч лет, а не 25 миллионов, как предполагалось ранее.

Корреспондент «Газеты.Ru» пообщался с одним из авторов столь смелой и противоречивой гипотезы, сотрудником Геологического института СО РАН, Александром Татариновым. Как рассказал ученый, эта идея пришла к нему после погружения в районе грязевого вулкана Санкт-Петербургский на глубину 1410 метров. Когда аппарат поднимался на поверхность и экипаж осматривал склон, то Татаринов заметил, что с глубины 1110 метров и до самой поверхности горные породы (мрамор и метабозит) практически не изменились за время пребывания в воде. Еще одно косвенное подтверждение – эпос местных народов и наскальная живопись на берегах, самым старым образцам которой не более 6 тысяч лет. Это противоречит современной теории, согласно которой Байкалу не один десяток миллионов лет.

Впрочем, Татаринов не пытается переписать геологическую историю.

Речь лишь идет о заполнении каменной «чаши» водой, а точнее – ее береговой линии.

Сейчас большинство ученых считают, что процесс шел в несколько этапов и завершился примерно 1 миллион лет назад. Основным доказательством этой гипотезы остается уровень донных отложений, формирующихся в результате жизнедеятельности обитателей озера и сноса многочисленными впадающими в Байкал реками. В некоторых областях толщина ило-грязевых осадков достигает десятка метров, а это как минимум миллион лет.

Ученый предположил, что здесь отложения могли формироваться гораздо быстрее «с помощью» грязевых вулканов, в избытке представленных на дне озера, и впервые обнаруженных в 1966 году. Такие вулканы, постоянно извергающие на поверхность грязевые массы и газы, иногда сопровождаемые водой и нефтью, легко обнаружить по пузырькам, поднимающимся на поверхность. По этим же вулканам можно судить о составе породы на значительной глубине под ложем озера и о других геохимических процессах.

Они же могли внести гораздо более существенный вклад в формирование осадков, чем считалось раньше.

На этот вопрос точно можно будет ответить только после тщательного анализа проб, собранных со дна разных уголков Байкала, в том числе и там, где нет этих «холмиков». Впрочем, на возраст самой чаши эти пробы вряд ли повлияют – геологические оценки возраста разломов и плит пока никто пересматривать не собирается.

Парадоксов от этого меньше не стало. Если гипотеза Татаринова хотя бы частично окажется верна и возраст озера как объекта гидросферы изменится даже не на три порядка, а всего лишь на два, новых вопросов все равно добавится, и отвечать на них придется специалистам уже другого профиля.

И если быстрое заполнение чаши водой можно увязать с внушительным речным бассейном и окончанием ледникового периода (около 10 тысяч лет назад), то возникновение и изоляцию характерных видов-эндемиков так просто объяснить не получится.

Остается только ждать результатов анализа и аргументированного мнения коллег Татаринова, о которых «Газета.Ru» обязательно сообщит. Благо оставшиеся до конца сезона 60 погружений позволят собрать достаточно аргументов для научных дискуссий.

Гало показало пару

Эпоха ранней Вселенной не может не интересовать человечество, так как в ней кроются ответы на многие вопросы, возникающие из современных астрономических наблюдений окружающего нас мира. Полностью понять, к примеру, почему наша галактика спиральная, Солнце – желтый карлик, а планета Земля имеет атмосферу и разумную жизнь, невозможно, не зная процессов, происходивших в первые моменты времени после Большого взрыва.

Одним из вопросов, волнующих современных астрономов, является вопрос образования первых звезд во Вселенной. Пока ученые могут только думать, угадывать и моделировать процесс появления первых звезд.

По-другому никак, ведь современная техника не позволяет заглянуть так далеко в глубины Вселенной.

В какой-то степени дело облегчает тот факт, что на момент, когда появились тенденции к образованию светил, во Вселенной не было никаких химических элементов тяжелее гелия, не было никакой пыли, а магнитное поле не играло большой роли в процессе звездообразования.

Большинство моделей ранней Вселенной показывают, что первые звезды образовывались изолированно друг от друга.

Но теперь появилась модель, согласно которой первые звезды могли образоваться в двойных системах.

Об этом говорится в работе Мэттью Тюрка из Стэнфордского университета и его коллег, опубликованной в пятницу в журнале Science.

Авторы исследования запустили модельные расчеты при красном смещении z=90 (это означает, что для объекта с таким z вследствие эффекта Доплера волны увеличились на в z+1 раз) для кубической области с характерным масштабом 300 кпк. Моделирование было остановлено на z=19,08 (189 миллионов лет), когда было образовано первое массивное гало.

В этом гало выделяются два плотных ядра (на фото) на расстоянии 800 астрономических единиц друг от друга, одно в 10 масс Солнца, другое – в 6,3 массы Солнца. Авторы работы показали, что на эти сгустки будет происходить аккреция в течение 105 лет. В результате из этих сгустков образуются звезды,

которые будут не иначе как двойной системой.

Данные звезды представляют собой первое поколение звезд после Большого взрыва, так называемое население III. В реальности эти звезды никто не наблюдал, так как они были весьма массивными и просуществовали очень недолго. Причиной этого, вероятно, стало отсутствие углерода, элемента, без которого превращение водорода в гелий внутри звезд возможно только в результате протон-протонного цикла, требующего больших температур, которые невозможно поддерживать долгое время.

Данная работа вызывает интерес с той точки зрения, что двойные звезды, образовавшиеся на ранней стадии развития Вселенной, могут быть источниками гравитационных волн, а также гамма-всплесков – двух из самых больших загадок современной астрофизики. Хочется верить, что с помощью новых инструментов и космических обсерваторий в скором времени человечество получит ответ на эти загадки.