Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Сердцем голосуют даже дети

— 27.02.09 10:40 —

ТЕКСТ: Артём Тунцов

ФОТО: SCIENCE/AAAS

Пятилетние дети не хуже взрослых способны предсказать победителя выборов, лишь мельком взглянув на его фотографию. Доля удачных предсказаний составляет около 70% и практически не зависит от возраста, достигая максимума в районе 20–30 годов и снижаясь к старости лишь на несколько процентов.

Что большинство из нас всё-таки голосуют сердцем, с первого взгляда, пусть и неосознанно, выбирая «своего» кандидата, учёные уже давно подметили. По крайней мере, трудно представить другое разумное объяснение простому факту: мимолётного взгляда на фотографии претендентов на важный пост в одной стране жителям других стран, не представляющим ни проблем соседей, ни предложенных кандидатами программ их решений, достаточно для уверенного (с характерной точностью как раз на уровне 70%) предсказания победителя выборов.

Можете провести свой собственный эксперимент. Кто симпатичней вам и вашим соседям из двух французов на фото сверху: Жан-Жак Дени (слева) или Лоран Энар (справа). В 2002 году они боролись за депутатский мандат в избирательном округе Мёрт и Мозель на северо-востоке страны. Какие там были проблемы и как их предлагали решить кандидаты, наверное, не помнят и сами жители региона.

И уж тем более их не знали швейцарцы, которым Джон Антонакис и Олаф Далгас из Лозаннского университета предлагали оценить двух кандидатов по фото. В целом, как на этой фотографии, так и на других подобных, 67% взрослых подопытных отдали предпочтение кандидату-победителю.

После этого учёные повторили тот же эксперимент со швейцарскими детьми в возрасте от 5 до 13 лет. Тем предлагалось выбрать по паре фотографий капитана корабля, которому предстояло совершить путешествие от Трои к Итаке; перед предложением выбрать дети как раз играли в соответствующую компьютерную игру.

И среди детей уже 77% выбрали «правильного» Одиссея – истинного победителя французских парламентских выборов. Результаты опытов описаны в коротком сообщении швейцарских учёных в последнем номере Science.

Антонакис и Далгас вслед за своими коллегами предполагают, что дело в уверенности и компетентности, каким-то образом отпечатывающихся на лице. Заметить эти характеристики, оказывается, могут даже малые дети.

Правда, как именно они отпечатываются, учёные пока не могут сказать, хотя кандидаты на выборные должности по всему миру многое бы отдали за эту информацию.

Возвращаясь к вашему собственному эксперименту. Выборы в округе Мёрт и Мозель выиграл Лоран Энар. А вы сомневались?


Птичья грамматика

Певчие птицы способны обучиться основам простейшей грамматики. По крайней мере, так утверждает психолог Тим Гентнер из университета в Сан-Диего (Калифорния).

По словам Гентнера, ему потребовалось примерно 15 тыс. уроков, где корм служил наградой за успехи, чтобы научить скворцов отличать в пении птиц «предложение» от «словосочетания» или других более мелких компонентов трели.

Суть эксперимента была такова: перед птицей висели кнопки. При клевании кнопки «а» раздавались различные варианты пения, ранее записанные Гентнером. В некоторых из этих вариаций были только простые «птичьи фразы», скопированные с оригинала, но между ними попадались и искусственно смонтированные учеными записи, в середине которых были сделаны вставки из других «фраз», наподобие оборотов в человеческом языке. Узнав фрагмент фразы из собственного пения, скворец снова должен был снова клюнуть кнопку, за что получал корм. Более того, иногда скворцы в ответ на записанные реплики выдавали собственные трели.

Из 11 подопытных птиц 9 справлялись с заданием в 90% случаев и лишь две упорно заваливали грамматику.

Гентнер сообщил, что был настолько удивлен и не готов к успеху эксперимента, что даже не записал то, что пели скворцы в ответ. «Возможно, они пели в ответ то же, что и слышали, а может, действительно отвечали», – говорит психолог.

Ученый рассказал, что по уровню освоения грамматики скворцы пока уступают его сыновьям двух и девяти месяцев от роду (правда, с тем же успехом можно сказать, что, скажем, улитка уступает в освоении грамматики новорожденному).

Двумя годами ранее коллектив исследователей пробовал обучить грамматике обезьян-игрунков, но потерпел поражение, что как будто доказывало теорию знаменитого лингвиста Ноама Хомского, по которой рекурсивная грамматика – исключительно человеческое открытие, ключевое для изобретения языка.

Марк Хаузер, автор исследования языка игрунков, считает, что эксперимент Гентнера ничуть не поколебал теории Хомского. Даже если скворцов и научили грамматике, то (как и других птиц) их невозможно научить семантике – значению слов.

Как пояснила «Газете.Ru» сотрудник Московского зоопарка Наталья Меньшенина, ничего удивительного в результатах ученых нет: птиц учили «фразам» из речи. Это нормально – так же, как попугаи или вороны учатся словам. Но вот отвечать на вопросы впопад и осознанно конструировать предложения птицы не умеют, разве что случайно, если ранее они часто слышали вместе вопрос и ответ.

Поэтому, скорее всего, «птичья грамматика» по сути может считаться экстраполяцией грамматики человеческой, заложенной уже в саму методику эксперимента. Ученый ведь сам разбил на «фразы» пение и приучил птиц узнавать им же самим сконструированный язык. Вопрос же о наличии настоящей грамматики у животных пока остается открытым, считает Меньшенина.