Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Первый среди черепах

Мощный панцирь и отличные плавательные навыки делают взрослых черепах практически неуязвимой добычей даже для самых страшных хищников морей и океанов. Поэтому биологи предпочитают отлавливать объекты для исследования на суше, или вовсе добывать окаменелости из горных пород. Правда, сделать выводы об особенностях кровообращения или дыхания последних, опираясь только на строение скелета, весьма непросто.

Зато можно в очередной раз назвать «самого старого» представителя этой группы и пролить свет на происхождение панциря.

Так и поступили Чунь Ли и его коллеги, обнаружившие в горных породах юго-западного Китая несколько полностью окаменевших скелетов, возраст которых составляет 220 миллионов лет. Так что ученым, во-первых, не пришлось, как это водится у палеонтологов, «достраивать» весь скелет на основании черепа и нескольких позвонков, а во-вторых, сделанные ими выводы действительно справедливы для целого вида, названного Odontochelys semistestacea.

Вся уникальность уместилась в названии, дословно переводимом как «зубастые полупанцирные» – в отличие от всех известных до сегодняшнего дня сородичей, находки Ли и коллег обладают лишь полным грудным щитом, и хотя их череп имеет характерный клювовидный выступ, зубы у одонтошелиса еще остались.

Спор о происхождении панциря черепах – один из самых древних среди эволюционистов.

Даже когда с источником окостенения всё вроде бы стало ясно – ребра и нейральный гребень на спине, время и назначение панциреобразования оставалось загадкой. Например, самый древний до сегодняшнего дня «немец» Proganochelys quenstedti, живший 206 миллионов лет назад, давности обладал полноценными зубами и мощной раковиной, при наземном образе жизни помогавшей не только защититься от врагов, но и неплохо сэкономить на испарении воды.

Но отсутствие «наземной» переходной формы делает эту гипотезу весьма сомнительной, ведь даже легкая броня накладывает серьезные ограничения на передвижение, а то, что возникший панцирь изначально обеспечивал хорошую защиту, маловероятно.

Авторы публикации в Nature с помощью описанного ими «зубастого полупанцирного» решили доказать «морскую» гипотезу происхождения черепах.

Геологическое окружение окаменелостей Odontochelys semistestacea не оставило сомнений в среде обитания, а вот с доказательством его права на первородство ученым пришлось повозиться.

Во-первых, на его верхней челюсти присутствует весь комплект зубов, в отличие от всех претендентов на первенство, найденных до сегодняшнего дня. Во-вторых, слитное окостенение на спине затронуло только нейральный гребень, защищающий спинной мозг, ребра не срослись, да и «сшивки», соединяющие у современных черепах спинной панцирь и грудной щит, отсутствуют.

Тем не менее одно слабое место в этой логической цепочке все-таки нашлось – неизвестно, первично ли отсутствие спинного панциря.

Не исключено, что у Odontochelys semistestace были полностью панцирные предки, а он отказался от цельной защиты в пользу скорости и маневренности.

Пролить свет на этот вопрос могло бы изучение отсутствующей на окаменелостях мускулатуры, ведь черепахи, образно говоря, слившие свои ребра для образования панциря, тем самым лишились возможности использовать грудную клетку для дыхания, подвижность которой компенсируется другими, отсутствующими у остальных рептилий пучками мышц.

В любом случае Odontochelys semistestace остается самым древним, самым примитивным и наверняка одним из самых первых существ в черепашьем роду, за пару сотен миллионов лет приспособившемся к обитанию в пустынях, скалах, пресных и морских водоемах.


Спирт выедает мозг

Среди людей, в роду у которых были алкоголики (люди с FH+ – family history of alcoholism), самыми склонными к алкоголизму оказались мужчины с расторможенностью поведения.

Факт склонности к алкоголизму людей, у которых в роду были алкоголики, медики из Бихевиористских научных лабораторий при Медицинском центре по делам ветеранов в Оклахома-Сити установили в предыдущих работах.

По словам специалистов, существуют различные варианты определения людей с FH+. «Мы в своих исследованиях считали таковыми людей, один или оба родителя которых имели проблемы с алкоголем», – говорит руководитель исследования Уильям Ловалло, директор Лабораторий.

Ученые подвергали психологическим тестам группу из 175 мужчин и женщин от 18 до 30 лет, в которой было 87 людей с FH+ и 88 людей с FH–.

По данным психологов, мужчины с расторможенностью поведения более склонны к риску и имеют сниженный контроль над употреблением алкоголя.

Особое значение данные представляют для родителей и педагогов, так как подростковый период является опасным для развития алкоголизма.

Правда, в исследовании особо подчеркивается – «высокий риск» не означает «стопроцентная вероятность».

Работа опубликована в майском выпуске Alcoholism: Clinical & Experimental Research.

В том же номере Alcoholism: Clinical & Experimental Research вышло исследование австралийских нейрофизиологов, посвященное физиологии алкоголизма и хронического курения. Как установили ученые из Университета Квинсленда, алкоголизм по механизму образования и течения сходен с табакокурением, так как действует на одну и ту же мезокортиколимбическую систему, или «центр удовольствия». Стимулирование ее вызывает выброс допамина (дофамина, гидрохлорида 2-(3,4-дигидроксифенил) этиламина) – специфического нейромедиатора, получившего название «гормон удовольствия».
Специалисты попытались найти те центры, которые под действием алкоголя и никотина видоизменяются на молекулярном уровне и при этом отвечают за такие важные психологических проявлений, как желания, тяга к удовольствиям, самоконтроль, принятие решений, страхи и эмоции.

Австралийцы проверяли гипотезу, согласно которой употребление алкоголя и табака ведет к генетическим изменениям в тканях, производящих мозговые медиаторы (которые, в свою очередь, влияют на эмоциональные реакции, описанные выше). Для проверки ученые изучили посмертные препараты мозга на материале четырех белков, чувствительных к алкоголю.

Препараты мозга азделили на четыре группы – некурящие и непьющие люди, курящие и пьющие, пьющие и некурящие, курящие и непьющие.

Как выяснилось, и алкоголизм, и курение (что оказалось довольно неожиданным) довольно сильно действуют на генетическом уровне на кору лобных долей. Более того, они усиливают негативные эффекты друг друга.

Даже самое незначительное употребление алкоголя наносит вред организму, что противоречит распространенному заблуждению о пользе «терапевтических доз». Особенно заметен вред во время беременности, показывает опубликованная в том же номере работа из Университета Сан-Диего: алкоголь может нарушить циркадные ритмы будущего ребенка.

«Мы пока что не можем сказать, что существует вообще безопасная для плода доза алкоголя», – сообщила руководитель группы профессор Дженнифер Томас.

Их исследование показывает, что употребление алкоголя во время беременности может привести к длительным негативным эффектам у родившихся детей. Циркадная дисфункция, в частности, может приводить к потере внимания и депрессии. Медики отмечают, что им пока не известно, возможно ли как-то смягчить негативные эффекты неразумности беременной женщины. Поэтому призывают будущих мам вообще отказаться от алкоголя.