С новым потом!

В пятницу ученые из Карлова университета Праги заявили, что выяснили, как меняется запах женского тела в течение менструального цикла. Как пояснил руководитель проекта Ян Хавличек, для определения наиболее привлекательной фазы они заставили мужчин нюхать женские подмышки.

Фолликулиновая или фертильная фаза (первая фаза менструального цикла) начинается с первого дня менструации и длится в течение 13 дней при 28-дневном менструальном цикле. Овуляция (или овуляторный пик) считается последней частью фолликулиновой фазы и длится в течение 12-24 часов. Лютеиновая фаза (вторая фаза менструального цикла, фаза желтого тела) после овуляции до очередной менструации, продолжительностью 14 дней.

До сих пор считалось, что фертильная фаза менструального цикла у женщин не проявляется при помощи внешних признаков. Хотя у самок других приматов аналогичный период сопровождается поведенческими или морфологическими изменениями. Однако это предположение редко проверялось учеными – в основном все исследования концентрировались на фазе овуляции.
Так, ученые из университета Святого Андрея (Файф, Великобритания), определили уровень внешней привлекательности женщин. Для этого доктор Мириам Смит с коллегами в течение 6 недель фотографировали 59 женщин в возрасте от 25 до 59 лет. В день съемок фиксировалась фаза менструального цикла и замерялся уровень эстрогенов в моче. Естественно, никто из испытуемых не употреблял гормональные средства и не пользовался косметикой.
Вторая фаза эксперимента состояла в том, что фотографии оценивали на привлекательность 14 мужчин и 15 женщин (в возрасте от 18 до 25 лет). И оказалось, что самыми красивыми отборщикам показались фотографии, сделанные в период овуляции (и, соответственно, наибольшей концентрации эстрогенов в организме фотографируемых).

Чехи решили распространить свое исследование на все фазы. То есть понять, может ли мужчина по запаху женщины вычислить, в какой фазе менструального цикла она находится. Для этого мужчинам и пришлось тестировать запах женских подмышек.

Для эксперимента были отобраны двенадцать женщин в возрасте от 19 до 27 лет, не принимавшие гормональные контрацептивы и имевшие стабильные месячные циклы. В течение каждой из фаз менструального цикла участницы эксперимента носили под мышками хлопковые подкладки. Прокладки менялись 1 раз в 24 часа.

Фокус-группа из 42 мужчин в возрасте от 19 до 34 лет оценивала предложенные запахи по трем шкалам: интенсивность, приятность и привлекательность. После математической обработки субъективных оценок респондентов выяснилось, что значительные изменения в течение цикла проходят только по двум параметрам. Приятность запахов, источаемых женщиной в разные фазы цикла, для мужчин практически не изменилась. Некоторым нравилось, некоторым – не очень. Однако запах первой (фертильной) фазы оценщики признали намного более сексуально привлекальным, чем образцы, взятые после овуляции. К тому же он показался им далеко не таким интенсивным, как запах второй фазы.
Опубликованный в журнале «Этология» вывод гласит: «Наши результаты показывают, что мужчины потенциально могут использовать свое обоняние для мониторинга фаз менструального цикла у текущих или потенциальных сексуальных партнеров». Что автоматически означает: если подмышки избранницы в данный момент времени пахнут наиболее привлекательно, шансы внезапно стать отцом максимальны.

Классовая борьба гиганта с карликом

Змееносец (Ophiuchus, обозначение – Oph) –
созвездие, названное в честь врачевателя Асклепия (Эскулапа). На небе Змееносец-Асклепий держит в руках разорванную на две части Змею. В созвездии находится 100 доступных глазу звезд, площадь на небе – 948 квадратных градуса. Сейчас в том числе и через созвездие Змееносца проходит путь Солнца, хотя формально к зодиакальным созвездиям оно не относится. В 1922 году из созвездия выделено самостоятельное созвездие Змеи (Serpens, Ser).

После двухмесячных исследований ученые разобрались, что случилось со звездой RS Oph, сообщает ScienceDaily. Дело в том, что 12 февраля 2006 года тусклая звездочка в созвездии Змееносца вдруг стала видима невооруженным глазом.

Звезда получила название периодической новой звезды. RS Oph находится в пяти тысячах световых годах от Земли. Как выяснилось, за последние 108 лет она пять раз изменяла свой блеск. В последний раз это случилось в 1985 году. Последний «взрыв» был изучен максимально тщательно: за Новой наблюдали и космическая астрономическая флотилия, и наземные телескопы.

Выяснилось, что RS Oph – двойная система, состоящая из сверхплотного белого карлика и красного гиганта. Небесные тела находятся очень близко друг около друга. Богатые водородом верхние слои красного гиганта постоянно перетекают на соседа-карлика. Приблизительно раз в 20 лет вокруг белого карлика скапливается столько водорода, что происходит термоядерный взрыв у его поверхности. Меньше чем за сутки высвобождается энергия, в сотню тысяч раз большая, чем излучает за тот же период Солнце, и газ массой в несколько земных масс уносится в пространство со скоростью в тысячи км/ч.

Белые карлики –
остатки нормальных звезд (c массой до двух масс Солнца), которые в процессе эволюции сначала «раздуваются» до красного гиганта, но из-за недостатка массы не могут вспыхнуть сверхновой и сбрасывают свои оболочки, которые становятся планетарными туманностями. Ядро сжимается до размеров, сопоставимых с размерами Земли. Термоядерные реакции в карлике невозможны, и он медленно остывает. В таких звездах вещество является чрезвычайно уплотненным. Так, кубический сантиметр вещества звезды Сириус В, первого открытого белого карлика, весит 100 килограммов. Как доказал в 1930-х годах индийский физик Субрахманьян Чандрасекар, масса белого карлика не может быть больше 1,4 массы Солнца (за установление предела массы, получившего название предела Чандрасекара, индиец в 1983 году получил Нобелевскую премию по физике).

На прошедшей в День космонавтики 12 апреля 2006 года встрече Королевского Астрономического общества профессор Майк Боуд из Ливерпульского Университета Джона Мора и доктор Тим О`Брайен из Обсерватории Джодрелл-Бэнк заявили, что пять взрывов за столетие могут быть объяснены только в случае, если белый карлик имеет массу, близкую к критической (1,4 массы Солнца), после которой он превратится в нейтронную звезду.

Также очень необычно то, что красный гигант в двойной системе RS Oph теряет чрезвычайно много газа, поток которого окутывает всю систему. В итоге термоядерный взрыв происходит внутри «общей атмосферы», а потоки газа прорывают ее с большой скоростью. При взрыве вещество достигает сверхвысокой температуры – около 100 миллионов К (приблизительно в 10 раз больше, чем предполагаемая температура в солнечном ядре).

Исследования Периодической Новой, проведенные при помощи обсерватории Swift, обнаружили рентгеновские пульсации звезды с периодом около 35 секунд.

«Эта звезда не смогла бы найти лучшего времени для взрыва», – сказал профессор Самнер Старрфилд из Аризонского государственного университета. По мнению ученого, международное изучение системы RS Oph наземными и космическими средствами было настолько интенсивным и успешным, что появилась возможность предсказать время следующей вспышки и «поймать» ее через следующие 20 лет.