Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Таяние льдов в прямом эфире

Спутниковая фотосъемка, осуществленная Центром исследования снежного и ледяного покрова при Университете американского штата Колорадо, свидетельствует о том, что значительная часть Земли Уилкинса – крупного ледяного щита на западе Антарктиды – начала резко сокращаться вследствие стремительного потепления климата в этом регионе полярного континента.

Зона разрушения ледяного покрова на сегодняшний момент составляет примерно 400 квадратных километров, в то время как значительная часть Земли Уилкинса, занимающей площадь примерно 13 тысяч квадратных километров, удерживается лишь тонким шестикилометровым ледяным перешейком между двумя островами. Как заявил ведущий специалист колорадского центра Тед Скамбос, дальнейшее таяние может полностью лишить массивную часть ледяного щита опоры и поставить под угрозу само существование данной географической формации.

В течение последних пятидесяти лет Западная Антарктида – огромная часть континента, вырастающая длинным языком Антарктического полуострова в сторону Южной Америки, – претерпела наиболее резкое изменение климата. Каждые десять лет температура здесь росла примерно на полградуса Цельсия. Скамбос отмечает, что ледовое образование, получившее имя великого исследователя Антарктики Джорджа Хьюберта Уилкинса, просуществовало по меньшей мере несколько столетий.

Судя по всему, теплые течения и волны прекратят его существование в ближайшее время.

Разрушение льда, как показывает космическая съемка, началось примерно 28 февраля, когда от юго-восточного края ледовой корки откололся первый айсберг размером примерно 40 км на 2,5 км. Вслед за этим довольно быстро произошло разрушение примерно пятисот квадратных километров ледового покрова.

Обнажившаяся граница шельфового льда небесно-голубого цвета – еще одно свидетельство потепления климата вслед за разрушением в 2002 году огромной части шельфового льда Ларсена.

Наблюдение за ледниками и шельфовыми льдами ведется в связи с тем, что их таяние может привести к заметному изменению уровня моря. Кроме того, часто таяние одних льдов неизбежно ведет к таянию других.

По словам Скамбоса, разрушение Земли Уилкинса не должно привести к повышению уровня моря, так как эта ледяная громадина уже плавает в океане. Однако разрушение такого большого участка шельфового обледенения, по его мнению, должно служить свидетельством значительного потепления климата в этом районе. Сезонный лед в данном регионе почти полностью растаял, открыв разрушительным морским волнам непосредственный доступ к шельфовому льду.

В то же время специалисты не склоны полагать, что шельфовый лед Уилкинса растает в течение ближайших нескольких месяцев: на Антарктику сейчас надвигается зима. Однако Скамбос полагает, что в следующем январе исследователям антарктического климата вновь придется скрестить пальцы.

Климатическая аномалия уже привлекла к себе, во многом благодаря стараниям Скамбоса, большое внимание со стороны научных групп разных стран. Учёный уже успел высоко оценить усилия своих коллег, использующих различные инструменты для изучения процесса таяния этого участка антарктического льда. Совместная работа научных групп, по его мнению, поможет в итоге выявить механизмы и причины такого необычного и важного для общемировой экосистемы явления.

Это уже не первый случай подобного стремительного таяния льдов в западной Антарктике. За последние 30 лет здесь произошло немало подобных событий разного масштаба, самым запоминающимся из которого стало таяние сектора В массивного шельфового ледникового щита Ларсена. Этот участок льда попросту перестал существовать в течение 30 дней. Другими жертвами потепления уже стали ледовые покрытия Канала Принца Густава, залив Ларсена, сектор А одноимённого ледника, а так же шельфовые льды Уорди, Мюллера и Джоунса, претерпевшие частичное или полное разрушение в недавнем прошлом.


Солнцезащитный удар

Солнечный ультрафиолет может стать причиной рака кожи, да и обычный солнечный ожог – явление малоприятное. Несмотря на высокое развитие индустрии солнцезащитных средств, ученые утверждают, что применение антиожоговых препаратов имеет несколько неприятных побочных эффектов. Так, в 2001 году швейцарские медики выяснили, что 4-метил-бензелиден камфора (4-methyl-benzylidene camphor; 4-MBC) – один из типичных косметических ингредиентов солнцезащитного крема, действует на организм подобно женскому гормону эстрогену. Как следствие, он ускоряет развитие матки у крыс. Данные экспериментов на животных также наводили на мысль, что 4-MBC затрагивает и щитовидную железу, но неясно было, насколько сильно и почему. Теперь, как утверждают немецкие ученые, они установили степень, в которой реагент нарушает процесс производства тироидных гормонов и изменяет объем щитовидной железы. Йозеф Керле из Charite University of Medicine в Берлине и его коллеги скармливали крысам различные дозы 4-MBC, мотивируя свои опыты тем, что экологические обзоры неоднократно выявляли наличие 4-MBC в озерной воде, например в Швейцарии.

Датские ученые недавно заявили, что 4-MBC из популярного солнцезащитного крема проникает в кровь. Никому, однако, пока не удалось повторить датский эксперимент.

Берлинские крысы, получавшие ежедневно 4-MBC в дозировке 33 мг на килограмм собственного веса в течение пяти дней, демонстрировали 15-процентное увеличение стимулирующего щитовидную железу гормона, что побудило ее произвести переизбыток регулирующих метаболизм веществ. У крыс, которым давали по 600 мг 4-MBC на килограмм веса каждый день, доля гормона-стимулятора в организме увеличилась двое по сравнению с нормой. И наконец, на 20% больше стал размер щитовидной железы у крыс, ежедневно съедавших дозу 4-MBC в 100 мг на килограмм веса в течение более пяти дней (также по сравнению с контрольной группой).

В итоге щитовидная железа разбалансировалась, что привело к глобальному нарушению метаболизма в организме крыс.

Другое распространенное вещество, блокирующее воздействие УФ-лучей, бензофенон-2 (BP2), наоборот, разрушает гормоны, оказывающие действие на щитовидку. И хотя эффект противоположен действию 4-ВМС, конечный итог тот же – разрушение нормального метаболизма.

Одновременно немецкие исследователи обнаружили, что наличие в солнцезащитной смеси частиц йода предотвращает подобный нежелательный эффект.

Щитовидная железа –
железа внутренней секреции у позвоночных животных и человека. Предназначена для синтезирования гормонов, необходимых для поддержания гомеостаза, ответственных за рост и обмен веществ – тироксина, трииодтиронина, а также тиреокальцитонина (у человека и млекопитающих). Расположена на шее в области гортанных хрящей по обе стороны трахеи.

Эксперты считают, что необходимо продолжение работы, чтобы подтвердить или опровергнуть данные группы Керле. «Мне было бы интересно ознакомиться с полученными данными, – говорит Оу Деннис, специалист по повреждениям ДНК в клетках кожи из университета Калифорнии в Сан-Франциско. Но Деннис предостерег против немедленного экстраполирования результатов на людей и заметил, что «выгоды от защитного покрова крема сильно перевешивают теоретические риски».

Автор исследования Керле также призывает широкую публику не воспринимать его выводы как призыв сразу отказаться от использования солнцезащитного крема. Он предлагает убедиться, что в рационе потребителя присутствует достаточное количество йода, способного нивелировать негативное воздействие BP2. В то же время Керле заметил, что если данные подтвердятся, то придется придумать новые средства защиты от солнца для детей и больных с нарушениями функции щитовидной железы.
О результатах исследований ученый подробно расскажет на Европейском конгрессе эндокринологии в Глазго 5 апреля.