Атипичное наследство Дракулы

Вспышка атипичной пневмонии в Юго-Восточной Азии в 2003 году не на шутку перепугала человечество. Из 8000 пораженных вирусом SARS 900 человек умерли от острого респираторного синдрома. Как и в большинстве случаев, причину стали искать в дикой природе. Ведь Юго-Восточная Азия, хотя и уступает Африке по числу очагов неизученных и опасных инфекций, всё равно остается не самым лучшим местом для проведения отпуска, если вы боитесь встречи с неизвестными инфекциями.

Очаг нашли достаточно быстро: за несколько месяцев были уничтожены практически все пальмовые циветты – похожие на смесь кота с мишкой хищные зверьки семейства виверровых, у которых был обнаружен тот же штамм вируса. Принеся в жертву тысячи животных, китайцы искоренили заболевание, и в 2004 году не было зарегистрировано ни одного нового случая.

Ученые из Университета Огайо не обвиняют жителей КНР в излишней жестокости, но настаивают на исторической справедливости.

По результатам многолетней работы по построению филогенетического дерева SARS они считают, что человеческий штамм вируса зародился у летучих мышей.

Как пояснил автор работы Даниэль Янис, риск быстрого распространение вируса из Азии в Северную Америку породил весьма плодотворное сотрудничество и обмен данными, но тогда ученым так и не удалось окончательно установить природный очаг коронавируса SARS-CoV, унесшего сотни человеческих жизней. Коронавирусы в основном поражают верхние дыхательный пути и пищеварительную систему млекопитающих и птиц, и лишь немногие были описаны как возбудители инфекционных заболеваний у человека.

Немалый риск повторного появления нового заболевания заставил ученых заняться сравнительной геномикой – тщательным анализом последовательности нуклеиновых кислот более сотни доступных штаммов различных коронавирусов, благо длина генома относительно невелика.

Команда Яниса восстановила филогенетическое дерево SARS и его ближайших родственников, а также схему распространения вируса по планете.

Трагизм этой истории в том, что циветтам вирус передался от человека, за что потом безвинно пострадали от него же. Люди же получили вирус от летучих мышей, а кроме циветт «поделились» подарком природы ещё и со свиньями.

Но в уничтожении тысяч циветт и родственных им мусангов всё-таки был смысл. Во-первых, циветты и свиньи сформировали новый очаг инфекции, которая в любой момент могла бы передаться людям снова, что и было доказано командой Яниса. Ученые обнаружили, что некоторые из полученных от пациентов штаммов до этого принадлежали свиньям.

Кроме того, нахождение вируса в организме других животных неминуемо повлечет за собой большую изменчивость и, как следствие, большую опасность для человека.

Как именно вирус был передан от летучих мышей к человеку, пока остаётся неясным.

Эстетически привлекательная идея с непосредственным укусом вампира подтверждения в работе ученых не находит. Во-первых, летучие мыши-вампиры, питающиеся кровью диких животных, обитают в Южной Америке. А самое главное, выделенный от их азиатских родственников вирус хоть и обладал максимальным сходством с человеческим, но оказался не способен инфицировать клетки высших обезьян в условиях in vitro.

Организм, непосредственно передавший вирус человеку, так и не был найден даже в этом исследовании. Янис уверен, что они «не пропустили общего предка», поскольку для подтверждения своих выводов генетики тщательно проанализировали геном других коронавирусов людей, коров, крыс, собак, мышей, индюшек и свиней.

По мнению ученых, это открытие позволит отслеживать изменения в других потенциально опасных для человека коронавирусах, а кроме того, определить природные очаги уже существующих инфекций и их переносчиков.

Как стать великим учёным

Сейчас карьера в науке уже не воспринимается как что-то недоступное простым смертным. И правила игры уже напоминают таковые не только для государственных институтов, но и для коммерческих компаний. Конечно, специфика области накладывает определенные ограничения на кадровую политику, но если вы хотите добиться успеха в этом нелегком деле, то можете следовать 7 правилам, предложенным Морган Гиддинс из Университета Северной Каролины.

Её рекомендации сильно отличаются от «идите в самые дебри», «не бойтесь потерять время» и «выучите историю науки» нобелевского лауреата по физике Стивена Вайнберга. Кто-то может увидеть здесь разницу между работой физика-теоретика и биоинформатика.

1. Не беспокойтесь о возрасте, главное – постоянно интересоваться новыми идеями. Считается, что возраст отрицательно сказывается на креативности ученых. Но, вероятней всего, это объясняется не до сих пор не доказанной биологической, а социальной составляющей. Ведь пожилые ученые становятся настолько замкнутыми в своей работе, что попросту могут не принимать новые идеи, а зачастую и тормозить их развитие. Кроме того, авторитет всегда мешает занять новую, альтернативную, а нередко и перспективную позицию, что гораздо проще сделать, будучи «никем». А именно это может стать ключевым шагом в карьере.

2. Озарение приходит на свежую голову. Большинство феноменальных открытий были не результатом напряженного труда, а лишь случайно пришедшей в голову идеей. Это не умаляет вклада кропотливых тружеников, но подтверждает роль «свежей» головы и нового взгляда. Ну а кроме того, удача сопутствует многогранным личностям.

3. «Кто не рискует, то не пьет…» В переносном смысле в эту парадигму укладывается всё – причем риск может заключаться не просто в трате времени или средств, но даже и сопряжен с жизнью – от открытий в области работ по вакцинации и исследований радиации до открытия инсулина и бактерии H.pylori, вызывающей язву. К последней эта фраза применима и в прямом смысле: в начале 1980-х годов австралиец Барри Маршалл сознательно заразил себя спиралевидной бактерией, у него развились гастрит и язва, которую удалось вылечить антибиотиками. А в 2005 году Маршалл получил Нобелевскую премию по физиологии и медицине.

4. Наслаждайтесь работой. Как и в другой творческой деятельности, никогда не знаешь, когда тебе повезет, но кропотливый труд и постоянная погруженность в проблему возможны – только если получать от этого удовольствие.

5. Научитесь говорить «Нет!» Особенно это касается околонаучной общественной деятельности, которая может отнять большую часть времени.

6. Научитесь получать удовольствие от своих докладов и написания статей и презентаций. Только так можно донести до слушателей свои мысли неизменными, а кроме того, заразить их своим энтузиазмом и идеями. Ну а отсутствие интереса не только отрицательно сказывается на качестве, но и на качестве печатных работ.

7. Держите в голове общую картину. Здесь подразумевается не только состояние проблемы на данный момент, но и ваша жизнь в целом. Зачем вы этим занимаетесь и нужно ли это будет через несколько лет – эти вопросы не должны вызывать трудностей.

Как справедливо отметил Гиддингс, в этом списке нет «хорошо и кропотливо работайте», но ведь напряженно работают лишь озаренные идеей люди, а «кропотливый и скрупулезный» труд большинства современных ученых мало чем отличается от любой другой работы.