Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Мобильный неандерталец

Благодаря современным средствам передвижения мы можем преодолевать сотни километров в день, исключительно чтобы попасть на работу и вернуться с неё. Возможно, на такие же «подвиги» были способны и наши далекие родственники – неандертальцы, отделившиеся от нашей ветки эволюции 400–500 тысяч лет назад.

Анализ находки, сделанной греческими, немецкими и английскими археологами, показал: неандертальцы были существенно мобильнее, чем считалось.

Ученые из лейпцигского Института имени Макса Планка и британского Университета Дарема обнаружили зуб, принадлежащий неандертальцу, жившему на месте современной греческой Лаконии около 40 тысяч лет назад. Сам зуб был найден на побережье Лаконийского залива, омывающего с юга полуостров Пелопоннес, ещё в 2002 году, однако анализы его были завершены лишь недавно. Соотношение изотопов стронция-86 и -87 в эмали показало, что этот древний человек в детстве, между седьмым и девятым годами жизни, жил как минимум в 20 километрах от пещеры на побережье, в которой был найден третий моляр.

По словам исследователей, это «первый случай, когда останки подтверждают мобильность неандертальцев». Правда, с этим утверждением антропологов согласны далеко не все их коллеги.

На сегодняшний день специалисты делятся на два больших лагеря – считающих неандертальцев способными на продолжительные кочевья и относящих неандертальцев к абсолютно оседлому виду людей. Некоторые антропологи, среди которых Клив Финлайсон из Гибралтарского музея и Джон Хокс из Университета штата Висконсин в Мэдисоне, подвергают сомнению ценность открытия.

Как отметил Финлайсон в интервью Associated Press: «Было бы странно, если бы неандертальцы не проходили за свою жизнь хотя бы 20 километров, речь же всё-таки идёт о людях, не о деревьях». Корректней было бы говорить об установлении «индивидуального минимума», который должен существенно увеличиться c дальнейшими находками.

Хокс отмечает, что находка была сделана на побережье, что в равной мере свидетельствует о способности жителей лесов использовать морские ресурсы наравне с обитателями бухт и лагун. По крайней мере, предки человека научились делать это 150–170 тысяч лет назад. Побережье давало ряд преимуществ: постоянный источник пищи, хороший транспортный путь, хотя за это и приходилось расплачиваться безопасностью – стоянки были слишком хорошо видны для врагов.

Не совсем точным кажется и само утверждение о том, что данное свидетельство мобильности неандертальцев первое.

Полгода назад французские археологи уже сообщали о достаточно весомых доказательствах способности неандертальцев «кочевать».

Тогда речь шла о мустьерской культуре, распространенной в южной половине Европы, на севере Африки, Ближнем Востоке и в Средней Азии с 100–80-го тысячелетия лет до нашей эры. На стоянке Шан-Гран французы обнаружили артефакты, изготовленные из материалов, принесенных с севера и юга за 180–250 километров. Поскольку материалы «прибыли» из соседней, тоже обитаемой долины, ученые даже считают это доказательством не только способности неандертальцев к длительным переходам, но и вообще взаимодействия общин.

Подобная миграция, даже незначительная, по нашим меркам, свидетельствует о более высокой степени интеллектуального развития и способности неандертальцев приспосабливаться к окружающим условиям. Так что нашим предкам – кроманьонцам – пришлось немало постараться, чтобы доказать свое преимущество перед более сильными и, как выясняется, не менее мобильными неандертальцами. В чём было преимущество кроманьонцев – пока остаётся загадкой.


Макаки слышат голоса как люди

Со стороны, как правило, кажется, что резвящиеся макаки всего лишь дразнят друг друга, однако ученые достоверно выяснили, что эти обезьяны способны различать голоса друг друга так же хорошо, как это удается людям. Для этого в их мозгу выделена специальная зона.

Известно, что для распознавания речи в человеческом мозгу выделена специальная область, активизирующаяся в тот момент, когда человек слышит голос постороннего. До сих пор для ученых оставалось загадкой, является ли эта зона головного мозга специфической адаптацией, проявившейся у человека в процессе развития речи.

Ответ на этот вопрос удалось найти Кристоферу Петкову из немецкого Института биологической кибернетики имени Макса Планка в германском Тюбингене и его коллегам. Работа немецких учёных принята к публикации в Nature Neuroscience.

Ученые использовали метод магниторезонансной томографии для того, чтобы локализовать те или иные участки коры головного мозга макак-резусов (Macaca mulatta), откликающиеся на различные типы звуков, предлагаемые им для прослушивания коллективом ученых.

Как оказалось, обезьяны также имеют область головного мозга, специфически откликающуюся на звуки воркования, мычания и кряхтения макак, менее активную в тех случаях, когда макака слышит «голоса» других животных, а также звуки, сопровождающие природные явления – например, шум дождя или раскаты грома.

К удивлению специалистов, эта область головного мозга оказалась более чувствительна к различиям в голосах различных особей макак, нежели к различиям между звуками, которые может издавать одно и то же животное. Таким образом ученые заключили, что макаки способны различать своих собратьев по голосу.

Как пояснил журналу New Scientist сам Петков, макаки могут стать модельными подопытными в ходе изучения эффекта так называемой голосовой слепоты у людей. Люди, страдающие этим недугом, не способны отличить один голос от другого, даже если он принадлежит очень близкому человеку.