Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Размер и самка решают всё

Локти, секс и связи далеко не всегда помогают самцам подняться по социальной лестнице. Главное – это благосклонность самок и размеры. По крайней мере, это справедливо для общественного устройства африканских рыб, обитающих в озере Танганьика.

Канадские биологи из Университета Макмастера изучили сложные социальные взаимоотношения в среде цихлид Neolamprologus pulcher, обитающих в водах озера. Оказалось, что агрессивность, уровень половых гормонов и родственные связи, как правило, не играют никакой роли в том, кто взойдёт на вершину социальной пирамиды. Всё зависит исключительно от доминантной самки.

Исследователи наблюдали за поведением мужских особей цихлид в подводных условиях у замбийского побережья. Обычно стабильную социальную группу N. pulcher возглавляет доминантная супружеская пара, а подчиненные самцы и самки помогают им растить потомство и охранять территорию.

Убирая доминантного самца, ученые предоставляли шанс мужским особям группы повысить свой статус и следили за усилиями, которые предпринимали кандидаты на роль лидера.

Чтобы занять образовавшуюся вакансию, самцы мгновенно меняли поведение и становились более агрессивными. Вдобавок к этому, они резко увеличивали свои репродуктивные способности, повышая в течение недели уровень тестостерона в крови почти в два раза.

Как выяснилось, это мало способствовало успеху.

«Смена социального статуса среди самцов регулируется доминантной самкой, – объясняет руководитель группы ученых Джон Фитцпатрик. – В сущности, главная самка социальной группы выступает в роли лица, которое разрешает доступ к власти». Именно она решает, кто из самцов сможет повысить свой статус и станет лидером группы, при этом она выбирает только среди особей, превосходящих ее по размеру.

«Гормоны и генетические связи не обязательно играют решающую роль в победе, – добавляет автор публикации в Proceedings of the Royal Society Сигал Бэлшайн. – Большинство из нас уверены в том, что положение в обществе и способность повысить социальный статус зависит от агрессивности, уровня тестостерона, мощи и размера конкретной особи.

«Наше исследование, сочетавшее несколько различных подходов к изучению проблемы, показало, что все не так просто. В действительности гораздо более важную роль играет поддержка соответствующей самки и социальное устройство группы», – заключил он.


Укол страха

Швейцарскому ученому, кажется, удалось нащупать парадоксальный медикаментозный способ избавления от страхов: он предлагает лечить фобии уколами гормона стресса. Отчет об исследовании опубликован в последнем выпуске журнала Proceedings of the National Academy of Sciences.

Социофобы –

люди, испытывающие непреодолимый страх перед публичными выступлениями и всеми ситуациями, которые предполагают контакты с незнакомыми людьми или пристальное внимание со стороны окружающих.

Арахнофобы –

люди, испытывающие панический ужас перед пауками.

Доминик де Кервэн из университета Цюриха провел эксперимент на 20 добровольцах, страдающих арахнофобией, и 40 социофобах.

Профессор решил использовать для блокировки пугающих воспоминаний гормон кортизол (другое название гидрокортизона), вырабатывающийся в организме человека в стрессовых положениях. Дело в том, что, по словам Кервэна, когда, например, арахнофоб видит паука, в его мозге «активизируется хранящаяся память о страхе перед пауками», а предыдущие исследования ранее показали, что именно кортизол помогает человеку справиться с травмирующими переживаниями.

Кервэн вводил своим испытуемым инъекции гидрокортизона и сравнивал их показателями с другой группой пациентов, получавших плацебо. Спустя час после инъекции участникам эксперимента в зависимости от их особенностей предлагалось рассмотреть большую картинку с изображением паука или пройти имитацию собеседования при приеме на работу, а затем выполнить несложный пятиминутный тест на счет в уме. Обычно такое испытание оказывается непосильным для человека, только что столкнувшегося с объектом своих фобий.

Однако подвергшимся введению кортизола тест удавалось выполнить, в отличие от пациентов из контрольной группы.

Фобия –
навязчивое состояние, проявляющееся в виде непреодолимой боязни некоторых предметов, движений, действий, поступков, ситуаций. Любое явление обыденной жизни может стать объектом фобии...

Наряду с кортизолом все испытуемые в течение двух недель посещали сеансы психотерапии. Психотерапия, классический способ лечения фобий, предполагает постепенное наращивание интенсивности контактов с объектом страха, иначе говоря, помогает встретить страх лицом к лицу. Так, если человек боится червяков, психотерапевт сначала будет показывать ему картинки с червяками, потом может продемонстрировать муляж или мертвого червяка, затем предложит пациенту представить, как он берет червяка в руки. На завершающем этапе терапии страдающему фобией не должно составить усилия самому взять живого червяка в руки.

Сейчас группа Кервэна готовит полномасштабные клинические испытания лечения кортизолом с большим количеством испытуемых. Однако не все специалисты соглашаются, что швейцарский медик открыл панацею от страха. Комментируя цюрихский эксперимент для «Би-би-си», доктор Холлстром из Королевского психиатрического колледжа Великобритании усомнился в возможности «химическими» способами победить страх. По его мнению, без психотерапии обойтись все равно невозможно, так как никакие лекарства не помогут изменить мотивацию и стимулы поведения, побуждающие, например, избегать дальнейших встреч с тем, что вызывает страх.