Галактическая энциклопедия - 1. Межзвёздная посылка

Как известно, живая природа методом проб и ошибок давно уже решила многие задачи, над которыми бьются современные инженеры. Вантовые конструкции, машущий полет, эхолокация - всё это и многое другое было подсмотрено инженерами в живой природе. Бионикой называют искусство переносить готовые решения из биосферы в технику. Подобное искусство, черпающее своё вдохновение в неживой природе, пока не имеет названия. Однако оно существует. И одна из его находок касается связи с внеземными цивилизациями.

Это романтическое направление в астрономии. Впрочем, не более романтическое, чем задача продления жизни - для биолога, или попытка научить компьютер писать стихи - для математика. Способы связи с внеземными цивилизациями ученые обсуждают уже более 100 лет. Одно из новых решений этой задачи недавно подсказала нам классическая звездная динамика, изучающая движение светил под действием их взаимного притяжения. Оказалось, что гравитация может не только препятствовать межзвездным перелетам, но и способствовать им.

Не кури – или хотя бы выпей

Чтобы прожить долгую и здоровую жизни, нужно бросить курить. Однако красное вино, как выясняется, способно хотя бы частично компенсировать вред от курения.

Американские и финские учёные обнаружили ген, играющий ключевую роль в действии дыма от сигарет на легкие и весь организм в целом. Изучив около 4 700 токсинов, специалисты из Университетов Рочестера и Хельсинки сконцентрировались на небезызвестном гене SIRT1. Оказалось, что вдыхание табачного дыма «отключает» его.

Белки сиртуины, кодируемые этим геном, не только влияют на процессы хронического воспаления и канцерогенеза, но и напрямую связаны со старением, и следовательно – с продолжительностью жизни. В прошлом году уже сообщалось о мухах, червях и мышах-долгожителях, созданных благодаря манипуляциям с SIRT1. Выключение этого гена должно значительно убыстрять процесс старения.

Помимо SIRT1, при курении перестаёт работать и транскрипционный фактор Nrf2, что чревато уже выключением антиоксидантной системы глютатиона. Этот процесс также считается ведущим в развитии связанных с курением воспалительных процессов в дыхательных путях и легких.

Ученые не подсчитывали, насколько меньше живут курильщики или сколько сигарет нужно для выключения SIRT1 и Nrf2, однако уверены, что даже если снаружи человек выглядит молодо, внутри он может быть гораздо «старше».

Так причём здесь вино? Недавно было показано, что содержащееся в составе красного вина вещество ресвератрол – мощный природный антиоксидант из кожицы винограда – восстанавливает активность сиртуинов. Правда, для получения достаточной дозы ресвератрола вино надо пить лошадиными дозами.

И восстанавливает вещество активность всех сиртуинов скопом, а не только тех, что связаны с продолжительностью жизни. А сиртуины влияют на обмен веществ сразу во всём организме, поэтому изменение их активности может привести к совсем неожиданным последствиям.

Поэтому если вы всё-таки хотите продлить свою жизнь, бросайте курить. Если выключение сиртуинов – единственный известный путь прямого влияния табака на долголетие, то непрямых дорог к ранней смерти гораздо больше: табачный дым вредит организму огромным числом способов.

Результаты учёных опубликованы в American Journal of Physiology и American Journal of Respiratory Critical Care Medicine.

Всемирное цунами скоро вернется

Риски мегаземлетрясений, подобных катастрофическому Суматранскому (2004 год), сильно занижены, а способности ученых предсказывать такие землетрясения преувеличены – к такому выводу пришли ученые из Американского геологического общества.

Только в январе 2006 года ученые из Йельского и Вашингтонского университетов объявили о некоторых подвижках в предсказаниях таких катастроф – и вот теперь их соотечественники пришли к выводу, что радоваться особо нечему.

Эмиль Окал из Северо-Западного университета (штат Иллинойс) честно признается: «Мы не ожидали такого мощного землетрясения на Суматре».

До катастрофы считалось, что механизм землетрясений в зоне субдукции достаточно прост. «Это связывали с возрастом и скоростью, – говорит Окал. – Когда более старая, холодная и потому более плотная плита медленно подвигается под другую, ей приходится опускаться. В результате нет нарастания напряжения для мегаземлетрясения».

Зоны субдукции (зоны подвига) –

участки земной коры, где проходит граница соседних литосферных плит. После разработки в 1960-х годах теории литосферных плит принято считать, что самые сейсмически активные участки нашей планеты находятся именно в таких зонах субдукции.

«Теория казалась достаточно изящной и проверяемой», – говорит сейсмолог. Сопоставление данных наблюдений, теоретической модели и исторических данных о землетрясениях приводило к однозначному выводу: в суматранской зоне субдукции возможны землетрясения магнитудой до 8 баллов.

«9,3 балла на Суматре, которые мы получили, стал настоящим холодным душем на горячие головы.

Мы получили точку на графике, разрушающую всю теорию», – признает ученый.

Однако, как говорят сейсмологи, с 1980-х годов карта опасных районов была сильно уточнена. В первую очередь это связано с появлением системы GPS.

С практической точки зрения, считают специалисты, теперь придется переосмыслить и заново переоценить риски землетрясений. Некоторые места повысят свой сейсмический рейтинг, некоторые – понизят. Так, например, район тихоокеанского побережья Америки, где сходятся Южно-Американская плита и плита Наска, как выяснилось, может считаться менее опасным, потому что плиты сходятся с меньшей скоростью, чем предполагалось до сих пор.

Суматранское землетрясение произошло 26 декабря 2004 года в 00.58.53 UTC (07.58.53 по местному времени). Оно стало причиной цунами, признанного самым смертоносным стихийным бедствием в современной истории. Магнитуда землетрясения составила 9,3 балла. Ближайшее по времени похожее по силе землетрясение произошло на Аляске в 1964 году (9,2 балла). Эпицентр землетрясения находился в Индийском океане, к северу от острова Симеулуе, расположенного возле северо-западного берега острова Суматры. Цунами достигло берегов Индонезии, Шри-Ланки, юга Индии, Таиланда и других стран. Высота волн достигала 15 метров. Цунами достигло даже Порт-Элизабет в ЮАР (5000 км от эпицентра). По разным оценкам, погибли от 165 тыс. до 234 тыс. человек.

С другой стороны, в некоторых зонах субдукции могут произойти сильнейшие землетрясения, не связанные, собственно, с процессом субдукции. Кроме того, помимо подминания одной плиты другой отмечаются и поперечные движения, которые также труднопредсказуемы.

Эмиль Окал предупредил: «Мы не знаем, как предсказать мощность землетрясения, и не должны недооценивать вероятность его возникновения. Пока мегаземлетрясения по-прежнему остаются сюрпризами».

Свою работу американский ученый представит на встрече Американского Геологического общества и Геологической Ассоциации Аргентины, которая пройдет 3–7 апреля в аргентинском городе Мендоза.