Россия – родина ушей

Палеонтологи Йоханнес Мюллер и Линда Цудзи из берлинского Музея естественной истории Университета Гумбольдта провели анализ нескольких десятков окаменелых останков, обнаруженных еще в 1930-х годах в России, в бассейне реки Мезень (Архангельская область) в отложениях, относящихся к Пермскому периоду.

Несмотря на то что окаменелости откопали более 70 лет назад, до сих пор существовали результаты лишь поверхностных исследований. Теперь же палеонтологам удалось идентифицировать останки, как принадлежащие шести близким разновидностям рептилий. Среди найденных существ оказались и представители вида Bashkyroleter mesensis.

Детальный анализ окаменелостей, чей возраст составляет 260 миллионов лет, показал, что все эти существа обладали современным, с анатомической точки зрения, ухом.

Так, изучая череп Bashkyroleter mesensis, учёные пришли к выводу, что при относительно небольшой величине черепа (около 6.5 см в длину) у рептилии имелись необычно большие барабанные перепонки. В тех окаменелостях, которые сохранились лучше других, учёным даже удалось обнаружить стремечко – косточку среднего уха, передающую звуковые колебания от наковальни во внутреннее ухо.

Более того, как отметили Мюллер и Цудзи, соотношение размеров барабанной перепонки и частей стремечка, которые отвечают за передачу сигнала внутреннему уху, тождественно тому, что можно наблюдать у современных наземных позвоночных животных. Проанализировав функциональность слухового аппарата древних рептилий, учёные пришли к выводу: их слух был чем-то сродни слуху современных ящериц.

До сих пор в науке господствовала гипотеза, согласно которой первые позвоночные, начавшие осваивать сушу, были фактически лишены слуха. Предки современных млекопитающих и птиц не имели механизма, который позволял бы им передать звуковые колебания от барабанной перепонки к внутреннему уху, поэтому могли слышать лишь очень ограниченный диапазон звуков.

Хороший слух современных животных чрезвычайно важен в ситуациях охоты или спасения от хищника, развился незадолго до широкого появления динозавров, а это событие, по оценкам специалистов, произошло 220–230 миллионов лет назад. Несколько лет назад кембриджский палеонтолог Дженнифер Клэк выдвинула еще одну версию, согласно которой слух развился в первую очередь у хищников, охотившихся на жужжащих насекомых, ведь именно 230 миллионов лет назад число подобных насекомых резко возросло.

Кроме того, все предыдущие останки животных указывали на то, что современный по строению слуховой аппарат появился не ранее, чем 200 миллионов лет назад.

Анализ русских окаменелостей, проведенный немецкими учёными, отодвинул дату появления сколько-нибудь значительного слуха на 60 миллионов лет назад.

А тогда, как считают палеонтологи, жужжащие насекомые еще не получили такого распространения.

Пока исследователи не могут точно сказать, почему слух появился так рано. Тщательное изучение черепов рептилий позволяет предположить, что животные пермского периода могли вести ночной образ жизни. Вообще говоря, он не свойственен хладнокровным, которым для поддержания нормальной температуры тела необходим солнечный свет. Однако если допустить, что животные действительно предпочитали ночь для активной жизни, происхождение слуха становится понятным. Современные ночные хищники, такие как совы, кошки или гекконы, обладают очень острым слухом, который позволяет им лучше ориентироваться в темноте. Косвенным доказательством этой гипотезы служит то, что все рептилии имели относительно большие глаза, что также является характерной для ночных животных чертой.

Ознакомиться с подробностями исследования можно в статье журнала PLoS One.

У младших меньше не только IQ

Младшие дети не только тупее, но и уродливее своих старших братьев и сестёр, передаёт BBC. По результатам наблюдения за 14 тысячами семей эксперты из Университетского колледжа Лондона установили, что младшие дети не только не являются любимчиками в семьях, они еще и не отличаются той статью, которая характерна для старших.

Учёные скомбинировали собранные сведения о детях, рожденных после 1990 года, с данными другого масштабного проекта – Эйвонского продольного исследования родителей и детей (ALSPAC). Каждый год эксперты замеряли рост, а также общие физические параметры детей. По итогам таких замеров исследователи и отметили, что младшие дети обычно ниже старших. Автор исследования доктор Дэвид Лоусон отметил, что дети из больших семей чаще отличаются меньшим по сравнению с ровесниками ростом. Так, дети, имеющие трёх старших братьев или сестер, ниже своих сверстников на 2,5 см.

«Если вы – старший ребенок, то появление младших братьев и сестер не сильно отразится на вашем развитии, однако если вы – младший, то можно ожидать, что вы будете ниже, чем даже ваши родные братья или сестры в ваши же годы», – отметил доктор Лоусон.

Учёные выдвинули предположение, что основной причиной такого неидентичного развития детей может стать состояние матки после первой беременности. При этом стоит отметить, что наличие брата или сестры в любом случае оказывает определённое воздействие на развитие младших детей, однако в том случае, если старший ребенок – девочка, это воздействие оказывается мягче.

Как отметила профессор Марджо-Ритта Джарвелин (Marjo-Riitta Jarvelin), организм женщин, имеющих много детей, отличается от организма женщин, рожавших единожды или не рожавших вовсе: «Мы знаем, что женщины, прошедшие через несколько беременностей, часто прибавляют в весе, у них может понизиться уровень сахара в крови. Все это не может не сказаться на состоянии плода в матке».

Пока учёные не могут сказать, является ли физическое состояние матери единственной и основной причиной неидентичного развития детей. Может быть, когда семьи становятся большими, у родителей могут возникать проблемы с питанием детей и больше всего от этого страдают младшие.

Впрочем, летом текущего года ученые из Университета Осло совместно с экспертами Медицинской службы Норвежских вооруженных сил уже выяснили, что родители уделяют младшим детям меньше внимания, поэтому они глупее старших братьев и сестёр. В частности, средний IQ старших детей оказался на 2,3 балла больше, чем у их младших братьев и сестёр. Причем умнее оказались не только первенцы, но и любой старший по возрасту ребенок в семье по сравнению с младшим.