Дождь со звезд

Принято думать, что вода помогала образованию жизни на Земле. Однако, возможно, вода помогала самому появлению нашей планеты. По крайней мере, водные пары явно присутствуют в пылевом диске формирующихся планет, сообщает сайт NASA.

Инфракрасный телескоп NASA Spitzer обнаружил в системе NGC 1333-IRAS 4B пары воды в количестве, достаточном для наполнения всех океанов Земли пять раз.

Вода движется от внешнего натального (материнского) облака системы к пылевому диску, где и остается.

«Впервые мы видим, как вода доставляется в область наиболее вероятного формирования планет», – говорит Дэн Уотсон из Университета Рочестера (Нью-Йорк, США), ведущий автор статьи об этой молодой системе, вышедшей 30 августа 2007 года в Nature.

«Мы знаем, что на Землю вода прибыла в виде ледяных астероидов и комет. И знаем, что вода существует также в виде льда в плотных облаках вокруг формирующихся звезд. Теперь мы видим, как кристаллы льда из внешнего окружения молодой звезды падают в протопланетный диск и испаряются при столкновении с ним. Позже этот пар снова замерзнет в астероиды и кометы», – продолжает Уотсон.
Наблюдения Spitzer позволили узнать и некоторые параметры формирующего звезду и планеты диска. Астрономам удалось установить его плотность – 10 милиардов молекул водорода на кубический сантиметр (водород – главный «строительный материал» при формировании звезд), размеры (радиус диска оказался несколько больше расстояния от Земли до Плутона) и среднюю температуру – 170К.

Совсем недавно Spitzer сумел найти воду и на уже сформировавшейся экзопланете.

Водяные испарения зафиксированы на внесолнечной планете HD 189733b. До этого астрономам лишь однажды удавалось находить воду за пределами солнечной системы. Новая планета с парами воды в атмосфере вращается вокруг звезды в созвездии Лисички (Vulpecula) на расстоянии 63 световых лет от Земли. Звезда HD 189733 менее горячая, чем Солнце, однако планета от неё находится на расстоянии в 30 раз меньшем, чем астрономическая единица – среднее расстояние от Земли до Солнца. Потому-то HD 189733b и относится к классу так называемых «горячих юпитеров» – средняя температура на ней равна 1000К (около 730°C). «Если бы там была жизнь, она была бы парообразной формы, – сказала Тинетти газете Daily Telegraph. – Температурный режим планеты настолько враждебен, что сама мысль о существовании здесь жизни кажется невероятной».

Открытие опубликовано в выпуске журнала Nature от 11 июля 2007 года.

Интересно, что незадолго до этого открытия, в начале 2007 года, телескоп Spitzer уже обращал внимание на эту планету.
Ему удалось впервые получить сведения об атмосфере HD 189733b и еще одного «горячего юпитера» – HD 209458b, когда они закрыли собой свои звёзды. То есть, астрономы изучили спектральный состав атмосферы в момент, когда свет от звезды, которую начала закрывать планета, прошел сквозь атмосферу «горячего юпитера».

Такое исследование, проведенное на расстоянии в десятки световых лет, можно считать поистине виртуозным. И, похоже, это не последняя подобная работа.

«Газета.Ru» следит за поиском землеподобных планет и других косвенных признаков жизни во Вселенной.

Орхидея для динозавра

Доисторическая рабочая пчела, попавшая в каплю смолы около двадцати миллионов лет назад, заставила ученых переписать историю одних из красивейших цветов мира. Изучив пыльцу орхидеи, замурованную вместе с пчелой в янтарь, учёные пришли к выводу, что эти цветы могли быть современниками динозавров.

Как сообщают nature@news и «Би-би-си», эта история началась в 2000 году, когда частный владелец из Доминиканской Республики передал образец местного янтаря ученым. В 2005 году камень с застывшей в нём вымершей рабочей пчелой Proplebeia dominicana (достаточно специфический вид пчелы без жала) попал в поле зрения палеоботаника Сантьяго Рамиреса из Гарвардского музея сравнительной зоологии.

Ученый установил, что возраст пчелы – 15–20 миллионов лет. Пыльца на ней принадлежит орхидее из современного семейства Goodyerinae и расположена точно так же, как ее переносят насекомые сейчас.

Доминиканская находка добавила фактов в давний спор о времени возникновения этих «супермоделей» в мире цветов.

В научной литературе возраст орхидей очень сильно колеблется: различные ученые отводят их существованию от 26 до 112 миллионов лет. Сторонники более позднего возникновения напирали на отсутствие древних остатков орхидей, сторонники ранней даты отвечали им, что орхидеи цветут редко и сконцентрированы в тропиках, где высокая температура и влажность препятствуют возникновению окаменелостей.

Поэтому группа Рамиреса потратила два года на изучение такого роскошного подарка, как окаменелая пыльца. Их отчет опубликован в текущем выпуске Nature.

«Наш анализ помещает орхидеи к древнему концу предлагавшегося диапазона», – говорит Рамирес: метод «молекулярных часов», которым воспользовались ученые, показывает, что время возникновения орхидей – 76–84 миллиона лет.

Также полученные данные говорят о том, что и после разделения континентов, на которых обитают орхидеи, между ними существовал серьезный биологический обмен: ведь эти цветы возникли через 20 миллионов лет после разделения континентов, и тем не менее, судя по всему, достаточно быстро распространились по всем местам с тропическим климатом.