Нейтронные звёзды поддержали Эйнштейна

При помощи двух рентгеновских космических телескопов астрономы смогли зафиксировать предсказанные Эйнштейном возмущения пространства-времени вокруг нейтронных звезд, а также уточнить верхний предел размеров этих интереснейших космических объектов.

Для изучения эффектов теории относительности астрономы прибегли к услугам двух орбитальных рентгеновских телескопов – европейского XMM Newton и совместного проекта NASA и японского агентства JAXA – Suzaku. В поле зрения этих мощных научных инструментов попали три двойные системы с нейтронными звездами: Serpens X-1, GX 349+2 и 4U 1820-30. Статья, посвященная наблюдениям с XMM Newton, появилась в журнале Astrophysical Journal Letters от 1 августа, к публикации в том же журнале принята и статья авторов, работавших с телескопом Suzaku.

Телескопы наблюдали линию К в спектре ионов железа аккреционного диска, образованного вращением перетекающего со звезды-компаньона на нейтронную звезду вещества. Поскольку вещество движется в диске со скоростью около 40% от скорости света в сверхмощном гравитационном поле нейтронной звезды, испускаемый ионами свет подвергается возмущениям, предсказываемым теорией относительности.

Наблюдаемые изменения хорошо заметной линии К в спектре ионов железа показали хорошее согласие с теорией относительности.

Более того, они показали и совпадение характера изменений линии К в двойных системах, один из компонентов которых - черная дыра. Только в системах с более массивными черными дырами, гравитация которых мощнее, изменения выражены более явно.

Эти же наблюдения позволили оценить и размеры внутреннего края аккреционного диска, тем самым показав максимально возможный размер самой нейтронной звезды – как говорят астрономы, установить верхний предел размеров. Оказалось, что радиус нейтронной звезды с массой около 1,4 массы Солнца не может превышать 14,5 –16,5 километров.

Кстати, достаточно интересно проследить за размерами нейтронных звезд по мере перемещения их от оригинальной статьи до сайтов российских СМИ. В оригинальной статье астрономов верхний предел радиуса нейтронной звезды с массой 1,4 солнечных (верхний предел размеров и истинные размеры звезды – это очень разные вещи, астрономам удалось только поставить границу, на самом деле звезда может оказаться и меньше) определен в 14,5–16,5 километров. Статья на сайте ЕКА о том же самом дает уже предел, равный 29–33 км. Правда, это диаметр, так что противоречия нету. Зато «КомпьюЛента» показывает 29-47 км (заодно сместив диапазон работы «Ньютона» и «Сузаку» в инфракрасную область). А «Лента.Ру» еще больше расширяет нижнюю границу верхнего предела – 33–38 километров. Впору писать научную работу в тот же Astrophysical Journal – «Увеличение верхнего предела размеров нейтронной звезды по мере продвижения его по различным СМИ».

Идеальный муж старше жены на 4 года

Австрийские учёные открыли секрет многодетности, передает Reuters.

Как утверждает антрополог Мартин Фидер из Университета Вены, если мужчина хочет, чтобы у него появилось как можно больше детей, ему стоит поискать партнёршу помладше. А если женщина мечтает стать многодетной матерью, ей нужно выбрать мужчину старше её. Идеальной разницей ученые считают от 4 до 6 лет.

Мужчины выбирают молодых партнёрш в надежде, что те родят им более здоровых малышей. Женщины предпочитают мужчин постарше, рассчитывая, что партнёры смогут защитить их и будущее потомство. По словам Фидера, нового в этом ничего нет. Просто они с коллегами пытались определить идеальное возрастное соотношение между полами с точки зрения высокой рождаемости.

Для обработки учёные взяли данные о рождении шведов. Они считали число рождений в семьях, а также возраст мамы и папы в момент появления на свет каждого ребенка. По словам австрийцев, Швецию они выбрали из-за щедрых льгот для родителей, за счёт которых страна обеспечивает приличную рождаемость на фоне остальных европейских государств.

Как отметили авторы работы, их интересовали мужчины и женщины, которым уже исполнилось 55 лет и все дети которых рождались от одного и того же партнера.

В итоге антропологи пришли к выводу, что в парах с оптимальной разницей в возрасте среднее количество детей составляло 2.2 ребенка, тогда как у остальных пар в среднем появлялось 2.1 малыша. Эта разница, по словам Фидера, чрезвычайно важна в рамках развития человечества.

Кроме того, исследователи выяснили, что для второго брака и мужчины, и женщины стараются найти партнёра, который моложе предыдущего мужа или жены. Как отметил Фидер, подобная тенденция среди мужчин абсолютно ожидаема. Но и современные женщины, похоже, руководствуются теми же мотивами: при выборе партнёра они отдают предпочтение более молодому мужчине, рассчитывая на то, что его молодость и здоровье помогут родить здоровых детей.

Ознакомиться с результатами исследования австрийских учёных можно в журнале Biology Letters.