Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Как найти новую планету

Исторически первым был спектральный метод, или метод лучевых скоростей. В этом случае астрономы используют тот факт, что в системе «звезда – планета» оба тела движутся вокруг общего центра масс. При этом скорость звезды относительно наблюдателя испытывает небольшие колебания, которые можно измерить на Земле. Делается это с помощью наблюдения за спектром – эффект Доплера приводит из-за меняющейся скорости к периодическому смещению линий в спектрах звезд.

Точность измерения скорости в настоящее время достигает примерно метра в секунду, это близко к точности радаров, используемых гаишниками на дорогах. Однако измерить скорость звезды с такой точностью куда сложнее: естественный разброс скоростей в атмосфере составляет сотни и тысячи метров в секунду, и выделить на этом фоне слабый периодический сигнал очень непросто.

Метод лучевых скоростей наиболее чувствителен к массивным планетам, расположенным близко к их родительским звездам. Именно поэтому большинство открытых сейчас внесолнечных планетных систем так не похожи на Солнечную. Чтобы обнаружить с его помощью планеты земной группы на расстояниях, пригодных для появления жизни, точность придется увеличить до сантиметров и миллиметров в секунду.

Другой метод – планетных прохождений, или метод транзитов, состоит в наблюдении небольших ослаблений блеска родительской звезды, когда по ее диску проходит планета. Его чувствительность еще более перекошена в сторону крупных и близких к звезде планет и в целом ниже чувствительности других методов. Как правило, обнаружение транзитных планет являлось побочным результатом какого-нибудь слабо связанного с этой задачей обзора неба.

Преимуществом же метода транзитов является возможность точного определения параметров системы путем сравнительно несложных наблюдений. Кроме того, астрономы надеются, что в недалеком будущем станет можнo детально исследовать изменения в спектре звезды, возникающие за счет поглощения света в атмосфере планеты, это позволило бы произвести анализ химического состава вещества в ней и потенциально обнаружить следы жизни.

Третий используемый метод состоит в наблюдении событий гравитационного микролинзирования. Когда свет от далекой звезды проходит рядом с массивным телом, лучи искривляются и фокусируются на наблюдателя. В результате видимый блеск звезды возрастает. Такие события в настоящее время рутинно фиксируются с помощью нескольких постоянных обзоров неба. При этом если рядом со звездой-линзой оказывается планета, то в кривой блеска возникают четкие изменения, позволяющие измерить многие параметры системы.

Этот метод также чувствителен к относительно узкому интервалу расстояний от планеты до звезды, однако в данном случае предпочтительны относительно большие расстояния. Кроме того, метод почти одинаково чувствителен как к массивным, так и к маломассивным планетам и, по некоторым оценкам, в течение десятка лет станет самым продуктивным способом обнаружения внесолнечных планет.

Наконец, можно назвать и четвертый метод – непосредственного наблюдения внесолнечных планет, получения их изображений. Однако пока, за исключением единственного случая, когда удалось получить изображение открытого другим способом внесолнечного бурого карлика – эдакой полузвезды-полупланеты, сделать это не удается. Будущее здесь за наблюдениями с помощью космических коронографов и интерферометров.


Зима остроглазая, лето близорукое

Офтальмологи из Тель-Авивского университета провели одно из самых масштабных медицинских исследований в мире. Как говорится в официальном пресс-релизе университета, старший офтальмолог медицинского корпуса Израильской армии Йосси Мандель с коллегами изучал характеристики 300 тысяч (!) граждан Израиля призывного возраста (результаты осмотра призывников израильской армии всегда приводят к очень полезными данным для медиков всего мира, потому что в Израиле служить призывают как юношей, так и девушек). Оказалось, что рожденные весной и летом дети значительно чаще становятся близорукими, чем те, которые родились осенью и зимой.

Наиболее разительно выглядят крайние противоположности: июньские и июльские дети страдают миопией на 24% чаще, чем те, кому повезло родиться в декабре или январе.

Результаты исследования опубликованы в журнале Ophthalmology.

По мнению специалистов, разница связана с более интенсивным воздействием летнего солнечного света на организм новорожденного. Опыты, проведенные на цыплятах, показывают, что яркий свет увеличивает выработку гормона мелатонина. Это вызывает удлинение глазного яблока, что, в свою очередь, может привести к близорукости растущего организма.

Среди российских детей близорукость очень распространена. Если в первые классы приходят от 4,1 до 8,6% близоруких детей, то к одиннадцатому их уже 46–52%. И так как время рождения изменить уже нельзя, то нужно бороться с проявлениями болезни.

По словам российских офтальмологов, на первых стадиях миопию можно перехватить. Для этого нужно резко ограничить нагрузку на глаза ребёнка (в частности, никакого компьютера или телевизора), кормить его витаминами (какими – подскажет участковый офтальмолог), делать с ним гимнастику для глаз и исправлять осанку. Как правило, зрение падает из-за того, что ребёнок кривит позвоночник и слишком низко склоняет голову при письме и чтении.

Следующий этап – очки и контактные линзы. Если и они не помогают, тогда уже приходится прибегать к операции.

Кстати, российские офтальмологи научились бороться ещё с одним заболеванием глаз у малышей, которое связано с особенностями рождения. Речь идёт о диагностике ретинопатии – врождённом заболевании недоношенных детей. Медики разработали первый в мире полный комплекс мер, позволяющий спасать зрение недоношенным детям.

По словам главного офтальмолога Калужской области, директора калужского филиала МНТК «Микрохирургия глаза» Александра Терещенко, ежегодно в России почти 10% детей рождаются недоношенными (более 125 тысяч). Из них более 20% страдают врожденным заболеванием глаз – ретинопатией. Если быть более точным, по региону – 21%.

Как говорит офтальмохирург, основная проблема состояла в том, чтобы выявить заболевание уже в первый месяц жизни ребенка, потому что потом будет поздно.

Разработанная в Калуге методика позволяет не только точно диагностировать ретинопатию по объективным признакам (толщина сосудов, угол между ними), но и предсказывать её развитие: ведь в значительном количестве случаев на первой-второй стадии заболевания не требуется даже медикаментозная терапия, организм сам справляется с дефектом и наблюдается регресс. Однако в остальных случаях заболевание развивается стремительно. И, если не провести специальную лазерную операцию позднее 6–8 недель жизни, ребенок может ослепнуть.

Cуть операции заключается в том, что в область поражения сетчатки направляются короткие (десятки миллисекунд) импульсы аргонового лазера, которые вызывают коагуляцию. За 15–20 минут операции врач производит несколько сотен импульсов, коагуляция сетчатки прекращает рост сосудов в стекловидное тело, и падение зрения прекращается.