Жители атлантической глубинки

18 августа в Шотландию вернулась международная научная экспедиция на королевском исследовательском судне «Джеймс Кук». Пять недель корабль путешествовал вдоль Срединно-Атлантического хребта – от Исландии до Азорских островов.

Команда из 31 ученого обследовала 1500 квадратных миль поверхности гряды, изучая жизнь на глубинах от 800 до 3500 метров.

Океанологам удалось изучить и описать очень много редких и вообще неизвестных видов животных и растений. Насколько точно пополнится список видов, обитающих в морских глубинах, станет известно несколько позднее, после обработки привезенных материалов и образцов.

Используя восемь глубоководных камер, гидробиологи сумели сфотографировать обитателей дна океана. Среди них морские звезды и офиуры (класс морских иглокожих), морские огурцы и многощетинковые черви, ну и, разумеется, рыбы, кальмары, крабы и креветки.

Для лабораторного анализа на лабораторное судно доставлено более тысячи экземпляров живых существ.

Профессор Монти Прайд из Университета Абердина (University of Aberdeen), один из руководителей экспедиции, говорит, что Среднеатлантический хребет – это еще один континент, впервые открытый ими для биологии. Ученые надеются, что их данные помогут понять и то, как хребет влияет на весь Атлантический океан, его живой мир и климат в Атлантике.

Экспедиция проходила в рамках десятилетнего международного проекта Census of Marine Life – «Перепись морской жизни», в ходе которого планируется составить и максимально пополнить каталог живых существ, обитающих в Мировом океане.

В рамках этого проекта проходит и много других экспедиций. Так, в рамках подразделения глобального проекта по антарктическим водам, Census of Antarctic Marine Life (CAML), в 2006–2007 годах прошла международная экспедиция на немецком научном судне «Полярная звезда». Экспедиция открыла 19 новых видов животных и получила первые биологические свидетельства последствий разрушения шельфовых ледников Антарктиды.

Рейс продолжался 10 недель – с 23 ноября по 30 января. Ученые отправились в район разрушившегося участка шельфового ледника Ларсена (ледники Ларсен А и Ларсен В общей площадью с остров Ямайка).

Сейчас эти участки фактически исчезли: с 1970-х, когда эти районы исследовал Жак-Ив Кусто с борта судна «Калипсо», площадь только ледника Ларсен В уменьшилась на 3250 кв. км.

По словам ученых, эта область океана находилась подо льдом как минимум 5000 лет, а в случае Ларсена В – до 12 000 лет. Соответственно, подо льдом сформировалась весьма своеобразная экосистема, одна из самых древних на планете. И одна из самых малоизученных, так как исследовалась она только через пробуренные во льдах скважины.

Теперь же она начинает стремительно разрушаться. Как говорят ученые, на разных глубинах отмечена так называемая переколонизация – создание новых экосистем после гибели одних видов и прихода других.

За время экспедиции удалось выловить около 400 образцов потенциальных новичков в реестре морских видов. Еще четыре вида, которые предварительно сочли новыми, относятся к кишечнополостным. Дальнейший анализ в лабораторных условиях покажет, действительно ли обнаружены новые виды. Если это так, то информацию о них занесут в базу данных OBIS (Ocean Biogeographic Information System), в антарктическом компоненте которой уже числятся 5957 видов морской жизни.

Как полагают специалисты, еще ждут своего описания от 5000 до 11 000 видов живых существ, обитающих в антарктических водах. Сколько из них успеют дожить до своего открытия, ученые не прогнозируют.

Убежать от тираннозавра

Британские ученые создали первую компьютерную модель, которая позволяет установить скорость, с которой передвигались динозавры, и не прибегать к аналогиям из современного животного мира, сообщает «Би-би-си». Программа специалистов из Манчестерского университета напрямую анализирует анатомическое строение ящеров и вычисляет максимальную скорость, с которой они могли передвигаться.

Для начала группа под руководством доктора Билла Селлерса проанализировала спортивную форму динозавров-хищников, для которых скорость очень важна. Выводы ученых, опубликовавших свои труды в журнале Proceedings of the Royal Society B, оказались несколько неожиданными. Так, например, великий и ужасный тираннозавр, если бы сценарий «Парка Юрского периода» все-таки реализовался на практике, с некоторыми из людей не сумел бы справиться – он бы их попросту не догнал.

Расчеты показывают: максимальная скорость, на которую способен T.Reх – 8 метров в секунду (29 км/ч).

Это скорость, которую развивает средний футболист. А спринтеры в забеге на 200 метров движутся и вовсе со скоростью большей, чем 10 метров в секунду.

Самым быстрым оказался крохотный хищный двуногий ящер Compsognathus размером с курицу, который разгонялся до 18 метров в секунду (65 км/ч). Единственное современное двуногое животное, которое могло бы, если повезет, убежать от этого крохи – страус.

Теперь группа Селлерса планирует смоделировать скорость передвижения гадрозавра: есть основания считать, что именно на них, в частности, охотился T.Rex, поскольку некоторые окаменелости гадрозавров обнаружены со следами зубов как раз этого хищника. Результат моделирования может пролить свет на то, как именно охотился самый страшный хищник.

Не так давно стали известны другие подробности из жизни этого ящера. Палеонтологи из Университета Альберты сравнили черепа тираннозавра и других плотоядных хищников того времени (например, карнозавров), а затем просчитали силу челюстей и прочность черепов у изученных ящеров.
И выяснили, что все дело в особом строении черепа. В частности, в сросшихся носовых костях тираннозавра. Эти особенности позволяли ему перемалывать кости своих жертв, не разрушая свой череп: ведь при сдавливании челюстей именно на носовые кости приходится основная нагрузка.

Благодаря выявленным особенностям король ящеров мог развивать большее усилие, чем другие, и сам выдерживал давление собственных челюстей. По оценкам специалистов, такое строение черепа и челюстей, а также особая схема прикрепления мускулов, позволяло нижней челюсти ящера развивать усилие в 200 000 Н. Это усилие оказалось большим, чем даже у хищного кархародонтозавра, чья голова была в полтора раза длиннее, чем у Т. Rex.

За время, меньшее чем секунда, тираннозавр мог распахнуть пасть на 45 градусов, схватить и подбросить существо весом в 50 килограммов на пять метров вверх.

«Сросшиеся носовые кости у тираннозавров открыли раньше, но до сих пор никто не мог предположить, что именно в них крылся секрет мощи этого динозавра», – говорит автор исследования, доктор Эрик Снивели.

Результаты исследований опубликованы в издании Acta Palaeontologica Polonica.