Акулы идут на север

На севере атлантического побережья США, у берегов штата Массачусетс, отдыхающие нашли мертвого гигантского ската. Манту заметили в водах гавани Сейлема несколько водных лыжников и вытащили на берег, сообщает портал America.Ru.

Авторы находки вызвали ихтиологов из аквариума New England.

После обследования рыбы специалисты сообщили, что в их руки попал особо крупный экземпляр манты. Размах ее крыльев достигает 3,35 м, а длина – 2,33 м. Весит скат 230–270 кг. Чтобы погрузить его на платформу, понадобилось шестеро дюжих мужчин.

Скаты этого вида водятся в теплых водах Атлантического океана, от Бразилии до США, питаются преимущественно планктоном и мелкой рыбой. На севере Соединенных Штатов манты до сих пор не встречались.

Новостные агентства опубликовали видео находки, которое можно посмотреть здесь.

Появления южных рыб на севере в последнее время становятся тенденцией. Сообщение о находке гигантской манты на севере США почти совпало по времени сразу с тремя случаями появления у дальневосточных берегов России акул-кархародонов (Carcharodon carcharias).

19 июля хищник весом около тонны и длиной 4 метра 70 сантиметров попался в сети рыболовецкой компании «Компас-Плюс» в Анивском заливе Охотского моря у южной оконечности острова на рыбопромысловом участке между реками Таранай и Урюм.

30 июля РИА «Новости» сообщило о нападении акулы на аквалангиста в районе курильского острова Кунашир. По информации Южно-Курильской районной инспекции рыбоохраны управления «Сахалинрыбвод», произошло это на северо-востоке острова, около мыса Докучаева на глубине 20 метров. Акула разорвала 33-летнему водолазу мышцы левого бедра и икры, кроме того, из-за быстрого подъема на поверхность у человека развилась кессонная болезнь.

Некоторое время спустя один из работников «Компас-плюса» снова увидел кархародона: тот охотился за нерпой. Удирая от акулы, нерпа попалась в сети, где ее и настигла акула, проделав при этом в рыболовецкой сети дыру размером 3х3 метра, сообщает «Дейта.Ru».

Как считают ученые, судя по размерам проделанной дыры и плавника, который видел рыболов, этот экземпляр крупнее пойманного 19 июля.

Возможно, что участившиеся случаи появления тропических рыб в сравнительно высоких широтах – следствие глобального потепления, однако точно это пока неизвестно.

Хвостатый инкубатор

Ученые из валлийского Университета Кардиффа проанализировали данные изучения землянами вещества двух комет и пришли к выводу, что теория панспермии – занесения на Землю жизни или веществ, необходимых для ее возникновения, – получила новые подтверждения.

Три кардиффских специалиста: профессора Билл Напир и Чандра Викрамасингх (ученик известного энтузиаста панспермии и противника теории Большого Взрыва Фреда Хойла), а также доктор Джанаки Викрамасингх – объявили, что, по их мнению, кометы представляют собой своеобразные инкубаторы, в которых происходила так называемая пребиотическая эволюция органики. В ходе которой, соответственно, возникли необходимые для жизни вещества.

Статья принята к печати в International Journal of Astrobiology, но еще не опубликована. Тем не менее, пресс-секретарь Университета любезно предоставил текст работы в распоряжение «Газеты.Ru».

В своей работе астробиологи используют достаточно старую идею о том, что мельчайшие частички глины и кремнезема послужили катализаторами, на которых происходил синтез первых белков. Однако довольно успешно прикладывают к ней новые экспериментальные данные.

Во-первых, речь идёт о составе кометы Темпеля, который удалось изучить при помощи ударного модуля миссии Deep Impact. В неё входят частички глины. А в частицах кометы Вильда 2, доставленных на Землю миссией Stardust, удалось найти достаточно сложные органические вещества, которые стоят в самом начале цепочки пребиотичекой эволюции.

Однако для начала такой эволюции только частиц глины и углеводородов мало. Нужна жидкая вода.

Возможность существования воды в жидком состоянии внутри комет уже показана в предыдущих работах (статьи: Wickramasinghe, J.T. 2007 The role of comets in panspermia. PhD thesis, Cardiff University; Lisse, C.M., et al. 2006, Spitzer spectral observations of the Deep Impact ejecta. Science, 313, pp. 635–640).

Специалисты полагают, что энергия для таяния кометного льда внутри кометных ядер может выделяться в ходе радиоактивного распада атомов 26Al и 50Fe, присутствие которых также отмечено в кометах. Жидкая вода может существовать около миллиона лет после возникновения кометы. А для крупных комет с ядром более 100 км в диаметре длительность существования жидкой фазы может быть на порядок больше.

Вывод авторов исследования таков: типичная комета, внутри которой существует около тысячи кубических километров воды в жидкой фазе, органические вещества и коллоидные частички глины (общая поверхность «каталитических» частиц в таком случае огромна), представляет собой идеальный инкубатор для протекания пребиотической эволюции, тем более что ледовая корка кометы надежно защищает продукты реакции от жесткого ультрафиолетового излучения.