Спрей от застенчивости

Проблемы межличностного общения можно решить, закапав в нос препарат с окситоцином, считают исследователи из германо-швейцарской группы под руководством Грегора Домса.

По мнению ученых, нейрогормон окситоцин не только стимулирует лактацию и сокращение мускулатуры матки у женщин (что широко используется в современной медицине), но и помогает устанавливать доверительные отношения. Помимо этого он может снижать уровень тревожности и напряжения человека при контактах с другими людьми.

Эксперимент проводили в Цюрихском университете. Специалисты работали с группой из 70 человек, страдающих социофобией. Испытуемых разделили на две группы. Первой закапали в нос окситоцин, второй - нет. Затем обе группы распознавали лица на картинках. А в это время нейрологи делали им магнитно-резонансную томографию мозга.

По словам авторов работы, капля окситоцина существенно снижало эмоциональную реакцию социофобов на лица. Даже если их выражение распознавалось не точно.

Результаты томографии показывают, что окситоцин воздействует на миндалевидное тело - особую структуру мозга, участвующую в формировании эмоций. Общий анализ мозговой активности выявил активность в переднелобном и височных отделах головного мозга, а также в продолговатом мозге.

При этом реакция миндалевидного тела под действием окситоцина снижается вне зависимости от эмоции на картинке – испуганного, сердитого или счастливого лица. Так что можно говорить, что окситоцин снижает общий уровень напряжения у людей с проблемами в установлении социальных связей.

Конечно, окситоциновый спрей (или капли) не станет панацеей от социофобии. Но он может значительно облегчить работу психотерапевта, став частью комплексной терапии. Возможно, он даже заменит антидепрессанты, которые часто применяют при этом психическом расстройстве.

Статья Домса и его коллег опубликована в электронной версии журнала Biological Psychiatry от 09 июля. Также его коллега Маркус Хайнрикс на неделе доложит результаты работы на Всемирном конгрессе по нейробиологии в Мельбурне (Австралия).

Волосатое подтверждение теории Дарвина

Одиннадцатилетний Прутвирай Патил из деревни Сангливади в индийском штате Махараштра обратился в госпиталь с уникальной жалобой. Все тело мальчика (включая лицо) полностью заросло волосами.

Такие люди встречаются крайне редко, однако именно «волосатый человек» представляет собой классический пример атавизма в школьном курсе биологии. Атавизм – это появление у организма признаков, которые отсутствуют у его родичей и их ближайших предков, но когда-то наличествовали у их дальних предшественников. Среди примеров атавизма у человека – «волосатые люди», появление хвостовидного придатка, полимастия – появление дополнительных грудных желез, образование шейной фистулы, напоминающей жаберную щель предков млекопитающих – рыб и амфибий.

Атавизм объясняется тем, что гены, ответственные за какой-либо признак, сохраняются, но их действие блокируется другими генами, появившимися в процессе эволюции. «Разблокировка» гена приводит к появлению признака, утраченного в ряду поколений.

Таким образом, в принципе, появление атавизма – это серьезное доказательство эволюционной теории. И Прутвирай Патил – веский наглядный аргумент, например, против скандального иска санкт-петербургской школьницы против преподавания в школе теории Дарвина.

Спутниковый юбилей Сатурна

NASA объявила о своеобразном «юбилее»: у Сатурна открыт 60-й по счету спутник. Это тело размером около двух километров обнаружено при помощи широкоугольной камеры зонда Cassini (снимок сделан 30 мая 2007 года с расстояния 1,76 миллионов километров).

На снимке вместе с новооткрытым спутником, пока что официально именующимся S/2007 S4, видны ещё три спутника Сатурна – яркий и крупный Мимас и два небольших, Метона и Паллена, также открытые при помощи Cassini. Виден также Калипсо, но это спутник Юпитера.

«Новорожденный» получил рабочее название «Фрэнк».

Зонд Cassini сможет изучить спутник в деталях в декабре 2009 года, когда он приблизится к Фрэнку на расстояние 11700 километров.

Следует отметить, что Фрэнк – самый маленький из спутников, до сих пор наименьшей считалась как раз трехкилометровая Метона, а большинство из новооткрытых тел, вращающихся вокруг планеты-гиганта, имеют поперечник в 5-7 километров.

Когда зонд Cassini стартовал к Сатурну (1997 год), у этой планеты было известно всего 18 спутников. А Фрэнк стал 17-м объектом, который учёные увидели при помощи зонда. Впрочем, ищущий практически у себя под носом космический аппарат вовсе не самый успешный «охотник» за спутниками этой планеты.

За 2006 год команда ученых под руководством Дэвида Джуитта из Гавайского университета, работающих на японском телескопе Субару на Гавайях, объявляла об открытии 9-ти спутников Сатурна.

Все они относятся к так называемым иррегулярным спутникам, которые отличаются вытянутыми эллиптическими орбитами и, как полагают, не сформировались вместе с планетами, а захвачены их гравитационным полем.

Всего с 2005 года команда Джуитта обнаружила 23 спутника Сатурна, а также новые спутники Урана и Юпитера.

Первым человеком, открывшим спутник Сатурна, стал знаменитый голландский астроном Христиан Гюйгенс. Он разглядел в 1655 году в окрестностях планеты гигантский Титан, который стал пятым известным спутником в Солнечной системе после галилеевых спутников Юпитера (конечно, не считая Луны).

Полностью данные о всех 59 спутниках Сатурна (сведения о Франке еще не поступили) можно увидеть на этой странице команды Джуитта.

На самом деле спутников у Сатурна гораздо больше. По данным того же Cassini, внутри колец Сатурна вращаeтся около 10 млн (!) неоткрытых спутников. Правда, их не видно, но зато они оставляют свой след в кольцах – пропеллерообразные черточки, установили при анализе снимков с зонда эксперты NASA. Судя по всему, это микроспутники представляют собой осколки размером около 100 м.

Фотографии колец Сатурна, на которых обнаружены мини-спутники, были сделаны еще 1 июля 2004 года, но только сейчас ученые окончательно убедились в верности анализа изображений. Статья об открытии вышла в выпуске журнала Nature от 30 марта 2006 года.