Трусы как двигатель прогресса

Историки моды, занимающиеся культурой Средневековья, пришли к выводу, что появление нижнего белья способствовало развитию книгопечатанья и грамотности населения Европы, сообщает The Guardian.

Как сообщил историк Марко Мостерт из Утрехтского университета в ходе своего выступления на прошедшем недавно Международном конгрессе медиевистов в Лидсе, изношенное белье, в частности трусы и панталоны, в XIII веке стало использоваться в качестве сырья для производства бумаги, которая тут же вытеснила на рынке дорогостоящий пергамент.

Обычай носить нижнее белье стал распространяться в Европе по мере переселения людей в города. Деревенские обыватели могли спокойно носить грубую одежду прямо на голое тело, а горожане не позволяли себе одеваться подобным образом, поскольку в лавках и на рынках они должны были обслуживать покупателей противоположного пола. Таким образом, чем больше крестьян переселялось в города, тем больше становилось обносков, которые практичные европейцы использовали для изготовления бумаги.

Изготовление пергамента – очень длительный, трудоёмкий и сложный процесс. Для его изготовления употребляли шкуры овец, баранов, телят, иногда и других животных. Вне зависимости от того, какие шкуры использовались, мастера-пергаментщеки начинали с промывки шкуры и удаления наиболее грубого и жёсткого ворса. После этого шкуры вымачивали в известковом растворе, где их выдерживали от трёх до десяти дней в зависимости от температуры окружающей среды. Затем следовала промывка в воде, которая облегчала удаление волосяного покрова.

В дальнейшем шкуры натягивали на деревянные рамы и отделяли от дермы нижний слой – подкожную сетчатку. Затем шкуры шлифовали и выглаживали пемзой. Только после всех перечисленных операций в пергамент втирался меловой порошок, который впитывал оставшийся жир, а также осветлял кожу.

Понятно, что материал для письма, требующий такой работы, не мог стоить дёшево. А бумага, изготовленная из нижнего белья, безусловно, обходилась производителям дешевле. Соответственно, дешевле она стоила и для потребителей.

Как отметил в своём докладе Мостерт, традиционно заслуги в распространении грамотности признают за создателями типографий, однако следует признать, что усовершенствование материалов для письма стало возможно благодаря увеличению запасов нижнего белья.

Гибель звездного обжоры

Работающие на Южной Европейской обсерватории в Чили астрономы сумели в деталях рассмотреть взрыв сверхновой и прояснить, как такие события происходят.

Сверхновая SN 2006X вспыхнула в прошлом году в 70 миллионах световых лет от нас в спиральной галактике М100. Астрономы отнесли ее к типу Ia. Сценарий возникновения таких сверхновых теоретики представляли себе так: они вспыхивают в двойных системах, один из компонентов которых – белый карлик, а другой – красный гигант. Вещество со звезды-гиганта перетекает на белый карлик и, по накоплении некоторой критической массы, взрывается.

Теперь у астрономов есть прямые доказательства этой теории.

Четырехмесячные наблюдения вспышки при помощи ультрафиолетового спектрографа Ultraviolet and Visual Echelle Spectrograph (UVES), установленного на 8,2-метровом Очень большом телескопе (Very Large Telescope, VLT), позволили астрономам увидеть остатки вещества, перетекавшего с красного гиганта на белый карлик, и подтвердить теоретические построения астрофизиков.

«Никогда прежде сверхновую типа Ia не наблюдали так детально и так долго», – отметил ведущий автор исследования Фердинандо Патат из Университета Вирджинии в США. Помимо VLT за вспышкой следили в оптическом диапазоне телескоп Кек на Гавайях и космический телескоп Hubble, а радиодиапазон отслеживали при помощи системы радиотелескопов NRAO Very Large Array. Полученные с них данные дополнили картину основных наблюдений с VLT.

Результаты наблюдений опубликованы в издании Science Express от 12 июля.

В 2006 году вспышку другой сверхновой удалось пронаблюдать онлайн.

В середине прошлого года астрономы объявили о первом случае, когда процесс рождения сверхновой звезды удается проследить в реальном времени (естественно, с задержкой в 440 млн лет, которые потребовались свету, чтобы долететь до Земли). Гамма-вспышка, предшествующая рождению сверхновой звезды, обычно очень краткая. Здесь благодаря тому, что вспышку сразу засекли, и тому, что она длилась дольше обычного, астрономам удалось зафиксировать процесс детально.

Сначала гамма-всплеск поймал спутник Swift. Это случилось 18 февраля 2006 года. Источником оказалась звездоформирующая галактика в 440 миллионах световых лет от нас, расположенная в созвездии Овна. Гамма-вспышка, сигнализирующая о неизбежном взрыве сверхновой, длилась удивительно долго – 40 минут, в результате ее сумели изучить всеми инструментами телескопа.

Процесс вспышки сверхновой изучали четыре независимые международные группы астрономов. Ученые выяснили, как развивается ударная волна, возникающая при взрыве сверхновой на самых ранних стадиях. Раньше астрономам этого не удавалось. Наблюдения проводились во всех диапазонах, включая оптический: сверхновую наблюдали на тот же самом 8,2-метровом VLT – Очень большом телескопе в Чили.

Читайте также об открытии внутренней структуры сверхновой.