Вирусу иммунодефицита указали на выход

Немецкие и американские медики создали фермент, который может удалять вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) из генома зараженных им клеток, сообщает AFP. И, хотя до практического применения препарата еще далеко, в лаборатории фермент, получивший название Tre, удалил цепочки нуклеотидов ВИЧ из ДНК инфицированных клеток за три месяца.

Опубликованная в журнале Science работа сулит революционный прорыв в терапии СПИДа. Если существующие препараты всего лишь подавляют активность вируса, оставляя его в организме, то фермент Tre-рекомбиназа распознает цепочки нуклеотидов, вставленные вирусом в геном инфицированной клетки, и рекомбинирует их, удаляя таким образом из ДНК.

Пожалуй, впервые ученым удалось начать борьбу с самим вирусом, а не с последствиями его деятельности.

Впрочем, сами специалисты предостерегают от поспешных восторгов и называют свою работу «шагом ребенка».

Перед использованием Tre на живых людях предстоит решить множество проблем. Во-первых, и это станет целью ближайших экспериментов, необходимо выяснить, насколько эффективен фермент против «пассивных» инфицированных клеток. То есть тех, что инфицированы, но сами еще не производят вирус. Далее перед исследователями стоят еще более сложные задачи: разработка путей эффективной и безопасной доставки фермента в инфицированные клетки и сведение к минимуму возможных побочных эффектов.

Однако, как говорит ведущий автор исследования из Института рака Алан Энджелман, в любом случае ясно, что удалить вирус из генома инфицированных клеток путем работы фермента-рекомбиназы можно.

Тем временем другие ученые решили использовать вирус СПИДа во благо и применить его для борьбы с другим смертельным заболеванием.

Сотрудники медицинской школы Вашингтонского университета в Сент-Луисе придумали, как доставить противораковые агенты в раковую клетку. Для этого они использовали белок ТАТ, кодируемый вирусом СПИДа. Белок ТАТ как раз помогает вирусу встраиваться в различные клетки и фактически транспортировать вирус в клетку.

Сам по себе белок ТАТ безопасен. Он не может вызвать СПИД, и его действие не имеет побочных эффектов. Несмотря на свои относительно небольшие размеры, ТАТ способен транспортировать достаточно крупные молекулы. Ученые связали ТАТ с протеином под названием Bim. Этот протеин действует как подавитель опухоли и заставляет раковые клетки погибать из-за апоптоза (программируемой клеточной смерти).

Во время экспериментов на мышах ученые установили, что комплекс ТАТ-Bim инициирует процесс апоптоза раковых клеток и усиливает эффект радиационной терапии. После 40 дней терапии комплексом мышей со злокачественными опухолями 80% мышей остались живы против 20% выживших животных из группы, которая не получала комплекс.

Исследование медиков опубликовано в январском выпуске Annals of Surgical Oncology 2007 года.

Запах мачо делает женщин умнее

Запах мужских феромонов стимулирует формирование новых нейронов в мозге самок. К такому выводу пришли сотрудники Университета Калгари (провинция Альберта), работающие под руководством Сэмюэля Вайсса. Они выделили мозговой стимулятор из мочи доминирующих мышей-самцов.

Моча содержит множество половых феромонов, которые используются животными для поиска и выбора партнеров. Однако механизм действия этих соединений до конца не ясен. Канадские ученые и посвятили свою работу изучению эффектов, которые ферромоны оказывают на мозг животных.

Авторы на неделю помещали взрослых самок мышей в вольеру с загрязненной подстилкой и изучали изменения, происходящие при этом в головном мозге животных. Оказалось, что при содержании на подстилке, пропитанной мочой доминантных самцов, у самок на 25% увеличивается количество нейронов двух регионов мозга – гиппокампа, играющего важную роль в формировании памяти, и обонятельной луковицы. В то же время чистая подстилка и подстилка, пропитанная мочой самок или второстепенных самцов, не оказывает подобного эффекта.

Самки обычно отдают предпочтение доминирующим самцам, однако введение препарата, блокирующего рост нейронов, обуславливало их безразличие к статусу самца. Это подтверждает предположение, согласно которому взрослый нейрогенез вовлечен в процесс выбора партнеров самками мышей.

В течение всей жизни такие виды активности, как физические упражнения, обучение и спаривание, стимулируют формирование новых нейронов в гиппокампе или обонятельной луковице. Авторы подчеркивают, что им впервые удалось выявить стимул, запускающий рост клеток одновременно в двух этих структурах.

Вайсс считает, что феромоны связываются со специализированными рецепторными белками, которые посылают сигнал еще одному региону мозга – гипоталамусу, что приводит к высвобождению гормонов, вызывающих появление новых нейронов.

По словам Барри Кеверна из Кембриджского университета (Великобритания), продемонстрировавшего способность феромонов самцов стимулировать рост нейронов в сошниково-носовом органе самок, считающемся ответственным за выявление феромонов у ряда млекопитающих, идентифицированный механизм является лишь частью головоломки.

Неизвестно, могут ли мужские феромоны стимулировать формирование новых нейронов в мозге женщин. Однако, учитывая, что наши рецепторы во многом сходны с мышиными, не исключено, что из мужской мочи можно выделить вещества, запах которых если и не сделает женщин умнее, то сможет вскружить им головы.
Статья канадцев вышла 1 июля в журнале Nature Neurosciences