С кем спать женщине и мужчине

Исследователи из Университета Вены наконец выяснили, от чего зависит умственная деятельность мужчин.

Оказывается, мужчины, предпочитающие спать в одной кровати со своей подружкой, демонстрируют меньшую активность мозга. При этом сон мужчины становится беспокойным при наличии другого человека в постели даже в том случае, если мужчина просто спит, а не занимается сексом.

Женщины же, напротив, в присутствии своих партнеров спят намного крепче, следовательно, мозговая активность у них после совместно проведенной ночи значительно повышается.

Для участия в исследовании ученые пригласили 8 неженатых бездетных пар в возрасте 20 лет. Все волонтеры обязаны были провести 10 ночей совместно и 10 ночей отдельно. На время проведения эксперимента всех молодых людей попросили надеть на запястья специальные приборы, похожие на часы, фиксировавшие физическую активность человека во время сна (актиграф).

Качество мозговой деятельности эксперты замеряли в ходе утренних несложных опросов, включавших вопросы на сообразительность. Кроме того, ученые ежедневно измеряли гормональный фон организмов участников.

В итоге выяснилось, что мужчины после ночи, проведенной в одной кровати со своей избранницей, тяжелее отвечают даже на самые легкие вопросы, при том что сами могут искренне полагать, что спали они очень крепко.Женщины же показывали великолепные результаты во время опросов, несмотря на то что показатели приборов не всегда оказывались в их пользу.

Таким образом, ученые смогли прийти к выводу, что сон мужчины становится намного беспокойнее при нахождении с ним в одной кровати другого человека, в то время как на мозговую активность женщины такое же времяпрепровождение окажет только плодотворное влияние.

Ген «жаворонка» длиннее «совиного»

Ночные смены вскоре начнут подбирать на основе ДНК-анализа. К такому выводу пришли медики британского графства Суррей на основе серии генно-психиатрических экспериментов, передаёт агентство Science News Online.

Как рассказал руководитель работы, директор Центра исследования сна (Университет Суррея) профессор Дерк-Ян Дейк, его группа вычислила ген, который отвечает за способность человека адекватно чувствовать себя при длительном бодрствовании. Ген называется PER3.

Его можно было бы назвать геном «жаворонка» – он уже знаком ученым как ген, отвечающий за склонность человека засиживаться допоздна или вставать с петухами.

В геноме человека имеются два варианта гена PER3 – короткий и длинный. Так как в клетках человека имеются две копии каждого гена, то каждый человек может иметь либо две копии короткого гена, либо две копии длинного, либо одну длинную и одну короткую копию.

Ученые исследовали, насколько носители длинных и коротких копий гена PER3 сохраняют способность адекватно реагировать на ситуацию в зависимости от проведенного без сна времени.

В исследовании приняли участие 10 носителей коротких копий гена и 14 «длинногенных» людей. Всем участникам по 25 лет, никто из них до эксперимента на нарушения сна не жаловался.

Для начала учёные определили циркадные ритмы в обеих группах. Оказалось, что они ничем не отличаются. То есть в зависимости от времени суток у всех обследованных наблюдалась похожая активность мозга и количество гормона кортизола в крови.

На следующем этапе исследований участники бодрствовали 40 часов (что примерно соответствует циклу работника ночной смены) и выполняли задачи на память, концентрацию и реакцию.

Лишенные сна носители длинной копии гена справлялись с заданиями существенно хуже, чем обладатели короткой.

Причем наибольшая разница наблюдалась в ранние утренние часы после бессонной ночи.

Кроме очевидной разницы во внимательности по утрам группы разнились и по пикам активности. Короткогенные оказались типичными «совами», которые могут просидеть полночи за важной работой, а потом выспаться за 6–8 часов. Носители же длинной разновидности рано ложатся спать и предпочитают разделываться с делами в ранние утренние часы. Кроме того, выяснилось, что после длительного бодрствования «жаворонкам» для восстановления нужен более длинный и глубокий сон.

Как говорят авторы, их работа не только объясняет существование «сов» и «жаворонков». Она позволяет понять, почему большинство несчастных случаев с работниками ночных смен происходит именно в ранние утренние часы. Это позволит в будущем определить категорию людей, для которых работа в ночную смену представляет наибольшую опасность.

Отчет об исследовании будет опубликован в 17 номере журнала Current Biology.