Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Книготорговля 2.0: из блогов вырастают сети

Бизнесменами, ведущими собственные блоги, нынче никого не удивишь. Про пользу корпоративных дневников читаются пространные доклады, а рекламные агентства мечтают о системе показателей, которыми можно измерить отдачу. Евгений Чичваркин стал самым хрестоматийным примером бизнес-блогера, хотя его дневник в масштабах "Евросети" - всего лишь милое увлечение топ-менеджера. Героям этой публикации далеко до чичваркинской известности, но им обоим удалось превратить блог в настоящее реалити-шоу, с очевидной пользой для собственного бизнеса. Самое интересное, что речь пойдет не об ИТ, а о такой, на первый взгляд, далекой от Интернета сфере, как розничная книготорговля.

Начинать с нуля, фиксировать каждый шаг

"Я всегда хотел открыть свой книжный магазин. Я люблю книжные магазины. Это похоже на чувства модницы к бутикам или гурмана к ресторанам. Я долго думал об этом проекте. И в один момент решил, что надо действовать", - это одна из первых записей в дневнике "Сила Ума". В октябре 2006 года его автор Федор Овчинников берет кредит в Сбербанке, занимает денег у родственников и реализует свою мечту. Все дальнейшие шаги находят свое отражение в блоге - от сообщений об открытии первых магазинов, встреч с партнерами, книжных и прочих новинок до бизнес-планов. Сама идея со стороны похожа на один большой парадокс: в цифровой век открывать офлайновый книжный магазин в провинции, да еще рассказывать об этом в блоге.

Тем не менее, это сработало. Оборот за прошлый месяц составил 2,5 млн. рублей, а из небольшого магазина в Сыктывкаре выросла целая сеть. Причем Федор Овчинников смотрит дальше: последние посты посвящены планам построения федерального франчайзинга с распределительным центром в Москве, создания интернет-сообщества и онлайновой торговой площадки. По сравнению с блогами "изнутри корпораций", "Сила ума" притягивает как раз тем, что герой развивающегося бизнес-романа изначально не является профессионалом в своей сфере. Соответственно, пользователи получают правдивую историю успеха, да еще и с возможностью пообщаться с главным героем. А это очень заманчиво: человек реализовал амбициозную идею, а теперь еще и поделится опытом.

"Для меня это были очень большие риски - я никогда до этого не занимался торговлей, - рассказал TelNews Федор Овчинников. - Именно поэтому я решил пойти на радикальный шаг - устроить из своего проекта бизнес-реалити-шоу в Интернете. Денег на рекламу не было, а внимание надо было привлечь очень сильно".

Аналогичным путем пошел Михаил Трифонов, в прошлом совладелец "Топ-книги". Ныне он эксплуатирует схожую модель: строит книготорговую сеть в Новосибирске и рассказывает обо всем - фирменном стиле, ассортименте магазинов, своих сотрудниках - в собственном блоге. По его словам, в "Топ-книге" ничего подобного не было: его "мысли наружу" обычно не одобрялись, однако потребность "рассказывать о книжках" была всегда. В отличие от владельца "Силы ума", он не ставил перед "реалити-блогом", посвященным своему бизнесу, никаких конкретных целей. Тем не менее, идея себя оправдывает: как минимум, тем, что "помогает определить тренды интересов".

Реалити-блогинг: искренность подкупает

Обоим книготорговцам формат онлайнового дневника, где рассказывается о книжных магазинах, кажется весьма адекватным. И это при том, что Интернет обеспечил отечественного пользователя, всегда чувствительного к "халяве", электронными версиями популярных текстов, а также старательно пытается отучить его читать - с ростом популярности онлайнового видео. "Книжный рынок просто в очередной раз изменяется - в сторону разнообразия, включения новых продуктов и использования новых возможностей. Интернет здесь - только помощник", - считает Михаил Трифонов.

Совладелец "Силы ума" Федор Овчинников обращает внимание на то, что книга - это не только информация в голом виде, но и материальная ценность. "Безусловно, часть рынка уйдет в электронные носители, но сами по себе книги не исчезнут никогда. Сейчас есть компьютеры, но ведь настоящие записные книжки не пропали", - полагает он.

Авторы "реалити-дневников" делают особую ставку на искренность постов. Так, в "Силе ума" изначально публиковались все цифры: инвестиции, доходы, налоги. По словам Федора Овчинников, именно это обстоятельство привлекло внимание к блогу и самому бизнесу на региональном уровне. Так, начинающий предприниматель рассказывает, как самостоятельно собирал мебель перед открытием первого магазина. В блоге можно обнаружить написанную живым языком историю первой победы над "Топ-книгой", которую удалось "не пустить" в Сыктывкар. Здесь же - открытое письмо Артемию Лебедеву с просьбой дать "Силе ума" оптовые цены, фотографии посетителей, эксперименты с мотивацией сотрудников.

Новосибирский книготорговец Михаил Трифонов в первых же постах подробно представил свою команду, начал открыто обсуждать формат розничной сети и планируемый ассортимент. Интернет-аудитории подробно объясняют, почему в магазинах не будет Дарьи Донцовой и кто такой Михаил Елашкин. Одним словом, требуется лишь умение интересно говорить правду.

Штучный товар, рецепты отсутствуют

Генеральный директор "Аристотеля" сообщил, что ведет блог в одиночку: "Только я лично. Пишу и читаю я очень быстро". Время для "реалити-блогинга" находит и Федор Овчинников из "Силы ума", несмотря на немалое количество дел по развитию розничной сети.

Таким образом, эти два проекта вряд ли что-то дадут тем, кто ищет готовые рецепты. В данном случае имеются два увлеченных человека, способных честно рассказать о своем увлечении, поэтому содержание блога формируется интуитивно, а не на основании чек-листа. Наверное, именно это и привлекает в "реалити-блогах" об офлайновом бизнесе даже тех, кто далек от книжного ритейла.