Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




7 мифов о Рамблере

Почему Рамблер?

Когда я выбирал компанию для трудоустройства, признаюсь, Рамблера даже не было в списке. Прежде всего из-за рыночного фона: с лета акции упали в 2 раза, команда разбежалась, общий бардак, доля рынка поисковой системы стремительно сокращается. «Рамблер скоро будет выживать в конкуренции с GoGo», - даже были такие прогнозы. Да и стратегия... Яндекс – это поиск, мейл – почта, а где место Рамблера?
Как ни странно, вместо преуспевающих (по мнению рынка) компаний в моем выборе победил все-таки Рамблер, причем даже с меньшим компенсационным пакетом в offer. Итак, почему же:

  1. Когда компания находится «на переломе», это шанс получить весьма разносторонний опыт, а также внести значительный вклад в исход... или в победу или в поражение. В последнем случае надо мной пошутили: «Да ты не волнуйся, если все завалится, все же знают, что это сделали до тебя».
  2. Стратегия Рамблера, которую мне расскали за 5 минут (в более полном варианте, чем та, которая была опубликована в начале года), выглядит простой, красивой, убедительной и выигрышной. Самое главное, она четко обозначет место компании на рынке и конкурентные преимущества. Весь вопрос в реализации.
  3. Новые поисковые продукты, несмотря на их сыроватость, производят впечатление. Последние месяцы я вынашивал применение поисковиков к СМИ, с вытекающими отсюда проникновениями на смежные рынки. Что оказалось возможной надстройкой на новой платформе.
  4. Возможность получения опыта (причем любой глубины) работы с поисковыми системами, рейтингами, геоинформационными системами и пр.
  5. Приятная рабочая атмосфера и сами люди.

Конечно, я сразу отдавал себе отчет, что мой интернетовско-медийный бекграунд и свежее менеджерско-финансовое образование, полученное в дополнение к первому техническому, лишь отдаленно коррелирует с поисковыми технологиями, мат-аппаратом, алгоритмами ранжирования и пр. Тем не менее к концу недели все постепенно стало укладываться в общую картину, и думаю, что в течение 1-2 месяцев войду в курс дела.

Пока не все так гладко и быстро как хотелось бы. Интенсивному погружению мешает текучка, тестирование и докрутка новых продуктов, кадровые вопросы и пр. Сильно помогает общение с коллегами, которые охотливо делятся знаниями, вплоть до комментариев к программному коду.
А так атмосфера в компании (в той части, с которой познакомился) очень комфортная, но специфичная: двоякая, некая смесь размеренности, спокойствия и при этом драйва, что вероятно связано с ближайшими сроками сдачи проектов. А так как запуск проектов расписан до конца года, то драйва будет не занимать.

Семь мифов о Рамблере

До того, как пойти в Рамблер я общался с его «ветеранами» и слышал как позитив, так и негатив. Негатив, по-моему опыту и по мнению работающих старожилов Рамблера, составляет по большей части миф, который «насажен» или обиженными сотрудниками или какими-то историческими эпизодами из жизни компании. Итак, как это выглядит снаружи и что на самом деле:

  1. Из Рамблера все ушли. Да, за предыдущие 1-2 года ушло несколько важных спецов, о которых до сих пор многие жалеют, однако большая часть отставок позволила стремительно развиваться, привлечь свежие кадры, да и навести порядок. Запомнилась фраза одно из топов: «Когда ХХХ ушел в Y, все вздохнули. Конкурентам мы сделали отличный подарок».
  2. В Рамблере остались те, кто рынку не нужен. По большей части персонал, на котором собственно все и держится, работает уже по 7-8 лет и, как я увидел, работается им весьма комфортно. Ввиду их невероятно высокой квалификации они были бы вероятней всего перекуплены конкурентами, однако этого не происходит.
  3. В Рамблер никто не идет. Дураков нет. Я, поддавшись этому мифу, стал «общать» наших программистов со своими знакомыми программистами с целями хантинга. На что получил удивленный ответ: «Дим, мы не в той ситуации, чтобы кого-то хантить. Многие хотят работать в Рамблере. Мне ежедневно приходят несколько резюме программистов. Вся проблема в квалификации, большинство не берем.».
  4. Кого не взяли в нормальную компанию, «прибивается» к Рамблеру. Таких случаев даже отдел кадров не вспомнит. Но могу сказать, что 3 программиста-математика у нас в отделе, какие пришли в компанию за последний год, из топ-4 интернет-компаний выбрали именно Рамблер. Конечно, приходили со скепсисом, но он быстро развеивался - им наглядно показывали новые технологии, а после обсуждения потенциальных задач «переднего края» (не путать с Front-End серверами), при решении которых их квалификация и опыт выросли бы в разы, они сразу соглашались. Пока все работают.
  5. Рамблер покупает менеджеров за 10К, но никто не идет. Пойти в Рамблер – поставить крест на своей карьере. Очень похоже, что это говорят менеджеры для повышения своей стоимости там, где они работают сейчас. Или для повышения своего самомнения. Пока не было ни одного случая покупки, т.к. недостатка в потоке резюме нет.
  6. Рамблер скоро умрет, потому что его «сожмут» Гугл и Яндекс, а сбоку «пнет» Мейл. После знакомства новыми продуктами и стратегией этот вопрос снялся даже у меня, а я крайне критичен и недоверчив к любым стратегиям.
  7. Рамблер – старый поисковик, которым никто не занимался с 2002 года. Год назад стартовал проект нового алгоритма ранжирования, он в частности будет снимать влияние непотизма, автоматизирует процесс «наказаний», учтет адаптивные моменты и пр. Также постоянно ведутся эксперименты с классификацией запросов, вертикальными поисковыми системами, тематическим поиском и т.д.

Из бесед с менеджерами проектов

Больше всего меня веселят диалоги с менеджерами проектов:
- Почему лажа с дизайном?
- Ну так дизайнеры нарисовали. Я им говорил! Но я же не буду вмешиваться в их работу.
-Ну вернул бы им такое г... обратно.
- Ну так я вернул, а они мне такое же, только зеленым цветом нарисовали.
- А что с аутсорсом?
- Какой ж аутсорс при своих дизайнерах?
- Ну как ж можно так проект было запускать?
- А иначе и не запустили бы вообще.
- Слушай, а чего твой проект конкурентных преимуществ то не имеет? Чем он лучше проекта YY у Яндекса?
- Ну... главное преимущество то, что он у нас вообще есть. Между прочим, у нас есть отдел маркетинга, вот пусть они и решают что там да как... Они ж у нас за стратегию отвечают.
- Здесь есть очевидная нелогичность в интерфейсах. Ребенок даже увидит. Чего не поправил то?
- А это отдел интерфейсов, их епархия. Они меня не проконсультировали.
- А ты их попросил?
- Ну да. Это было еще в ноябре, с тех пор они чего-то молчат.
- Узнал почему?
- Ну не моя эта работа их домогаться...
- А ТЗ на этот сервис есть? В какой форме поступила задача в отдел интерфейсов?
- Стоп! У нас атмосфера стартапа, у нас креатив! А эти всякие ТЗ только тормозят нашу работу. Мы друг друга с полуслова понимаем...

В общем, как видно есть над чем работать. Конечно, эти проблемы остаются, но они на порядок меньше, чем были раньше. Многие процессы, например, тестирования и верстки, хорошо отлажены. Начинают «воскресать» планы работ, ТЗ, проектирование интерфейсов, маркетинговые исследования, конкурентные преимущества и пр. Так что все еще впереди.

За кадром я пока оставляю истории как практически все, с кем я общался, комментировали мой блог, особенно пост про стратегию Рамблера и вертикалки, истории про криптографию и разрезание террабайтных баз, как мы рисовали пробки, ставили «гвозди», как у меня выпытывали алгоритм ранжирования и покупали +20К «прикрутки» трафика на топ-100.