Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Советы по выбору LCD-монитора

Пять лет назад я даже не предполагал, что к сегодняшнему моменту ЖК-мониторы практически полностью вытеснят с компьютерного рынка традиционные на то время мониторы, основанные на электронно-лучевой трубке. Но времена менялись, и теперь приличного нового ЭЛТ-монитора, с хорошей геометрией и большой диагональю, в продаже просто не найти. А между тем, производители за 250 американских рублей предлагают 19" монитор, основанный на жидких кристаллах. Но почему один монитор с диагональю 19" стоит 250 долларов, в то время как за другой просят 500 и более? И какой из них предпочесть?

Для начала поговорим о характеристиках монитора, на которые стоит обратить внимание при выборе.

Время отклика
Время отклика является характеристикой, показывающей (если не вдаваться в подробности), насколько быстро каждый пиксель, формирующий изображение на мониторе, может изменить свой цвет на заданный. Извечная проблема ЖК-мониторов в том, что изображение на них изменяется с гораздо меньшей скоростью, чем это происходит в случае мониторов, основанных на ЭЛТ. В результате, на ЖК-мониторах с большим временем отклика при динамичном изменении картинки можно увидеть "замыливание" картинки, когда границы движущегося объекта размываются и теряют свою четкость. К чести производителей ЖК-мониторов, ситуация с временем отклика за последние годы значительно улучшилась, и современные ЖК-мониторы практически избавились от данной проблемы, за редким исключением (о чем речь пойдет немного позже).

По общему правилу, чем меньше время отклика, тем лучше. Вместе с тем, стоит отметить, что методы измерения производителями времени отклика различны, и обычно указываемое производителями время отклика мало что может сказать о том, как тот или иной монитор поведет себя в реальных приложениях. Измерить время отклика без специального оборудования не представляется возможным, поэтому потребителям остается два пути – либо прочитать обзоры с объективными измерениями в специализированных изданиях, либо посмотреть данный монитор "вживую" в различных приложениях и сделать вывод "устраивает/не устраивает" самому, на основании увиденного. По моему мнению, отклика порядка 8 мс и менее для комфортного просмотра фильмов и динамичных игр более чем достаточно. "Хардкорным" геймерам в то же время, возможно, понадобится отклик в 2 мс на топовых ЖК-мониторах, построенных на матрице типа TN+film.

Компенсация времени отклика (RTC, overdrive)
Так как время отклика является одной из проблемных характеристик монитора и практически главной характеристикой, на которую делают упор маркетологи фирм производителей, инженерами была разработана технология, позволяющая уменьшить данную характеристику – компенсация времени отклика. Однако данная технология принесла с собой не только положительные стороны, но и артефакты "разгона" матриц. В последних моделях мониторов с такой технологией количество артефактов разгона значительно уменьшилось, но говорить об их отсутствии пока рано. Как и в случае с временем отклика, советую читать специализированные обзоры, а еще лучше – посмотреть на такие мониторы вживую, ибо скупые цифры в обзорах хоть и объективны, но дают мало представления неподготовленному читателю о реальной ситуации с артефактами овердрайва.

Контрастность, яркость и равномерность подсветки
Контрастность ЖК-монитора есть отношение уровня белого цвета (максимальная яркость которого в центре экрана и называется яркостью монитора) к уровню черного. Грубо говоря, от контрастности зависит, насколько черный цвет будет выглядеть черным, а не серым, на экране вашего монитора. Производители указывают контрастность от 500:1 до 3000:1 для своих ЖК-мониторов. Но чаще всего это паспортная контрастность матриц, используемых в данных мониторах, которая измеряется производителями на специальных стендах в специальных условиях и не учитывает влияние электроники конкретной модели монитора. Некоторые производители в качестве значения контрастности монитора указывают так называемую "динамическую" контрастность. Обладающие данной технологией мониторы оценивают отображаемое в данный момент изображение и, в зависимости от преобладания светлых или темных тонов, соответственно изменяют яркость подсветки матрицы. Уровень черного измеряется при минимальном значении яркости, а уровень белого – при максимальном, что не совсем честно, так как недостижимо в реальности в каждый отдельный момент времени. Следует также отметить, что при разных значениях яркости монитора контрастность будет также весьма различна, а яркость, необходимая для комфортной работы с текстом, к примеру, значительно ниже яркости, необходимой для просмотра видеофильмов и игр.

Углы обзора
Еще одной из важнейших характеристик ЖК-мониторов являются углы обзора. Ибо если изображение на мониторах с ЭЛТ практически не изменяется даже при взгляде на него сбоку, то в случае ЖК-мониторов все обстоит совершенно иным образом – изображение существенно меняется, а при взгляде сверху или снизу явно видно падение контрастности и искажение цветопередачи. Вместе с тем, производители указывают в качестве значений углов обзора 160? даже для самых недорогих панелей, и до сих пор на них ни кто не подал в суд за недобросовестную рекламу. Почему, спросите вы? Да потому, что измеряют они эти углы при условии падения контрастности до значений в 10:1 в центре экрана, а некоторые и 5:1, что совершенно неприемлемо с точки зрения возможности работы за монитором при таких значениях. Если кратко подытожить данный раздел, можно лишь посоветовать "вживую" посмотреть монитор и, попросив выставить на нем равномерную заливку каким-либо цветом, посмотреть с разных сторон и сделать самостоятельный вывод, устраивает ли вас такой вариант.

Цветопередача Цветопередача ЖК-монитора – это характеристика, показывающая, насколько полно и точно монитор отображает видимый человеческому глазу цветовой спектр. Производители в качестве показателя цветопередачи указывают количество цветов, которое способен воспроизводить монитор. Для современных ЖК-мониторов это число традиционно указывается равным 16 миллионам, что совершенно ничего не говорит о качестве цветопередачи в принципе. Данный параметр важен в первую очередь тем, кто собирается использовать монитор для профессиональной работы с цветом либо редактирования цифровых изображений, и в силу сложности описания и его комплексности мы будем оперировать сравнительными определениями – "лучше" и "хуже".

Матрица
Теперь поговорим о типе матрицы, ибо именно от нее в подавляющем большинстве случаев зависят все остальные характеристики ЖК-монитора, в том числе и цена. В современных мониторах применяются 3 основных типа матриц – S-IPS, PVA (MVA, в силу небольших отличий от PVA, можно считать упрощенным аналогом PVA с чуть худшими характеристиками) и наиболее распространенный в мониторах – TN+film.



Итак, насколько мы видим из таблицы, мониторы на TN+film проигрывают остальным по характеристикам, но являются, тем не менее, наиболее распространенными из всех в силу одного существенного фактора – цены. Сравнивая мониторы на матрицах S-IPS и PVA, мы видим, что однозначного преимущества не имеет ни один из них, и выбор следует делать, исходя из личных предпочтений и требований. MVA все же проигрывает по совокупности характеристик PVA, но и стоит заметно дешевле моделей на PVA и S-IPS.

Размер диагонали и соотношение сторон монитора, способ подключения
В заключительной части нашей статьи мы попытаемся дать практические советы по выбору ЖК-монитора. Но для этого постараемся дать краткую характеристику существующему рынку ЖК-мониторов.

В настоящее время производители предлагают нам модели 15", 17", 19", 20", 21", 22", 23", 24", 26", 27" и 30". И если модели 15" и 17" давно стали low-end и выпускаются только на TN+film матрице, то в секторе 19" выбор уже гораздо шире, включая модели на S-IPS-, MVA- и PVA-матрицах. Но для начала остановимся на одной немаловажной детали, непосредственно влияющей на выборе ЖК-монитора – разрешении. В силу особенностей технологии ЖК-мониторов последние предназначены для показа изображения только в одном, так называемом "родном" разрешении, совпадающем с физическим количеством пикселей по горизонтали и вертикали. Выставление разрешения ниже, чем физическое, приводит к видимым искажениям и артефактам. Причем, учитывая богатство размеров диагоналей предлагаемых ЖК-мониторов, размер пикселя у них тоже разный, что значительно усложняет выбор между ними.



Как мы видим, размеры пикселей современных ЖК-мониторов в ряде случаев отличаются на 17%, что более чем заметно глазу человека. И если в случае слишком крупных пикселей мы получаем "зернистость" и "рассыпание" изображения на пиксели, то в случае слишком мелких мы будем излишне напрягать зрение, рискуя его испортить. К сожалению, средства масштабирования изображения операционных систем, и тем более прикладного программного обеспечения, весьма далеки от совершенства в настоящий момент, посему данная мера слабо поможет в случае слишком мелкой точки.

И еще немного о соотношении сторон экрана мониторов. Их в настоящее насчитывается три:
  • традиционное 4:3, как ни странно, встречающееся не так часто – только моделях с диагональю 15", 20" и 21";
  • нестандартное соотношение сторон 5:4 – оно более приближено к квадрату, что несет определенные преимущества при работе с текстом – и неудобство при просмотре фильмов, подавляющее большинство которых выпускаются в широкоэкранном варианте;
  • стремительно набирающее популярность соотношение 16:10, или так называемые широкоэкранные мониторы – в силу особенностей физиологии, человеческий глаз более приспособлен к восприятию широкоэкранного изображения, нежели приближенного к квадратному. Однако старые программы и игры разрабатывались для соотношения сторон 4:3, без поддержки широкоэкранных мониторов.
Вместе с тем, в настройках драйверов видеокарт возможно установить, как монитору следует себя вести при "неродном" разрешении программы:
  • он может отобразить реальный размер изображения, и тогда по краям, сверху и снизу будут черные полосы;
  • он может масштабировать картинку с соблюдением пропорций оригинального изображения, и в таком случае мы получим две полосы – по бокам или сверху/снизу, в зависимости от соотношения сторон;
  • без соблюдения пропорций, для заполнения всего экрана, и в данном случае мы получим искажение пропорций изображения.
Размер точки, комфортный для вас лично, традиционно предлагаю выбирать путем непосредственного сравнения мониторов. Что касается соотношения сторон, то личное мнение автора заключается в том, что за широкоэкранными мониторами будущее, особенно это касается диагоналей от 20" и выше.

Современные ЖК-мониторы подключаются к видеокарте двумя способами – с помощью традиционного аналогового подключения с использованием разъема D-Sub и цифрового, с использованием подключения по DVI. Последний обеспечивает минимальное количество преобразований сигнала на пути от видеокарты к монитору и избавляет от зависимости качества изображения от качества аналогового выхода вашей видеокарты.

Рынок
И, наконец, небольшой обзор наиболее интересных предложений ЖК-мониторов на белорусском рынке… и практические рекомендации по выбору.

Категория до 250 долларов. Бюджет правит бал, а поэтому выбор у нас из мониторов только на TN-матрице. Причем если из 17" мониторов в данную категорию попадают мониторы с DVI и овердрайвом, то из 19" – только бюджетные модели с 5-8 мс отклика и без DVI (за редким исключением).

Из первых можно обратить внимание на LG 1753TR, из вторых – на широкоформатный Samsung 940NW, а из обычных – на BenQ FP91G+.

Категория от 250 до 350. Все тот же TN+film, но обязательно с DVI в комплекте и функцией овердрайва. Выбор между 17" и 19" следует делать, исходя из размера точки и необходимого соотношения сторон (17" широкоэкранных мониторов в природе не существует). Обратите внимание в этой категории на широкоэкранные 19" с функцией овердрайва и DVI-подключением, например, Samsung 931BW, а из мониторов с обычным соотношением сторон – на ViewSonic VX922, LG L1953HR, LG L1953TR.

Кроме того, в данную категорию попадают уже и самые дешевые 20" широкоэкранные мониторы – LG L204WT, Samsung 205BW. Естественно, большая диагональ монитора несет в себе большее удобство пользования, но, если вы собираетесь использовать компьютер для игр, необходимо учитывать повышенное разрешение 20" мониторов (1680х1050), которое потребует более мощной видеокарты для того же уровня комфортности игры.

Так, к примеру, популярная видеокарта GeForce 7600GT при разрешении 1280х1024, 1440х900 (19" монитор) в Far Cry при использовании HDR обеспечивает 35-40 fps, тогда как при разрешении 1680х1050 этот показатель падает до 20-25 fps, что явно недостаточно для комфортной игры. Таким образом, выбирая монитор с большей диагональю и разрешением, готовьтесь отдать дополнительные деньги на видеокарту. Можно, конечно, использовать возможность играть в разрешении 1280х1024, однако в таком случае мы получим черные полосы вокруг изображения и меньшие физические размеры изображения в целом.

Категория от 350 до 450. Вот мы и добрались до среднего ценового сектора, где появляются мониторы, основанные не на TN-матрице, правда, их совсем немного. Итак, в данную ценовую категорию попадают 19", 20" и даже 22" мониторы на TN-матрице, и пара 19" моделей на MVA матрице – BenQ 91G_P, Samsung 940FN.

Выбрать более правильную цветопередачу и большие углы обзора MVA-матрицы или минимальный отклик 2 мс 20" мониторов на TN+film, или, может быть, вовсе остановиться на больших размерах 22" TN-матрицы, на которой будут замечательно смотреться видеофильмы – решать вам и только вам.

Категория от 450 до 600. Высшая "средняя" категория. А вот и 19" S-IPS (NEC 1970NX) в паре с S-PVA (Samsung 971p), практически единственные оставшиеся 19" мониторы не на TN-матрице.

Viewsonic VP930 представляется мне не совсем удачной покупкой вследствие MVA-матрицы, проигрывающей PVA по характеристикам, и завышенной по сравнению с Samsung 940FN цены. Вместе с тем, заядлые геймеры могут обратить внимание на 22" мониторы на TN с овердрайвом и откликом в 2 мс.

Категория от 600 до 1000. Нижний краешек high-end. Здесь мы впервые встречаем 20" широкий монитор на S-IPS с овердрайвом в лице NEC 20WGX2 (или редко встречающийся его аналог Dell 2007WFP) и его прямой конкурент от Samsung – 21" широкоэкранный монитор на PVA матрице с овердрайвом – 215TW.

У первого быстрее отклик, лучше цветопередача, но у второго "лишний" дюйм диагонали экрана. Кроме того, в эту же категорию попадают профессиональные инструменты для работы с цветом – основанные на S-IPS 19" NEC 1990SXi, 1990FX. Данные модели рекомендовать могу только тем пользователям, для которых жизненно необходима правильная цветопередача. Кроме того, если необходим монитор с "классическим" соотношением сторон 4:3, можно обратить внимание на модель NEC 2070NX (S-IPS, без функции овердрайва).

Категория свыше 1000. Вот он, истинный high-end! Добро пожаловать в мир high definition и разрешений 1920х1200 и даже выше. Обратите внимание на модели BenQ 24" FP241W, 26" Acer AL2623w на PVA-матрице по цене чуть выше 1000, которые обеспечат вам full-HD разрешение за минимально возможную цену. Далее следуют Samsung 275T – 27" с расширенным цветовым охватом на PVA-матрице, а также NEC LCD2490WUXi и LCD2690WUXi, одинаково хорошо подходящие как любителям HD разрешений, так и профессионалам для работы с цветом.

Опять-таки, обращаю ваше внимание, что любителям поиграть в компьютерные игры придется запастись еще и топовой видеокартой, ибо только она способна обеспечить нужный уровень fps на таких разрешениях. Особняком стоит отметить мониторы, предназначенные для профессиональной работы с цветом, основанные на матрице S-IPS производства NEC - LCD2190UXi.