Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Развитию SaaS в России мешает пиратство

Модель Software as a service (SaaS) уже довольно давно стала привычным явлением в интернет-бизнесе, да и мы о ней уже упоминали, рассказывая, к примеру, о «реалити шоу» Павла Рогожина и Олега Бунина, которые вознамерились создать SaaS-платформу для разработчиков корпоративных порталов и интранет-систем. Сегодня мы решили поподробнее поговорить о SaaS-решениях и их перспективах как на западном, так и на отечественном рынках.

SaaS за рубежом

Не так давно американская венчурная компания SaaS Capital, специализирующаяся, как нетрудно догадаться из названия, на SaaS-разработках, опубликовала отчет «Understanding the Financial Implications of the Software-as-a-Service Business Model» («Понимание финансовых аспектов бизнес-модели Software as a service»). Судя по этому материалу, на сегодняшний день SaaS в США рассматривается как высокоприбыльный бизнес с низкими рисками. Подтверждением этому может послужить тот факт, что недавно SaaS Capital получила кредит в размере $10 млн., который намеревается вернуть уже в 2008 году. Кроме того, аналитики компании уверяют, что клиенты SaaS Capital будут зарабатывать не менее 3 млн.

В целом, мировой рынок SaaS-продуктов по прогнозам аналитиков компании Gartner достигнет $19,3 млрд. до конца 2011 года. Для сравнения, объем этого рынка в 2006 году составил $6,3 млрд. «Нам нужны альтернативные подходы в распространении ПО, и SaaS на данный момент является наилучшей моделью, к которой переходит все большее количество компаний», - отметил Бен Принг (Ben Pring), вице-президент отдела исследований Gartner.

Из западных SaaS-продуктов можно выделить такие проекты как, к примеру, Salesforce.com. Он применяется как в средних, так и в крупных компаниях, обеспечивая автоматизацию процедур управления продажами и отношения с клиентами. Как неоднократно отмечали аналитики Gartner, для компаний с ограниченным бюджетом и небольшим штатом трудно найти другой столь же удобный, качественный и относительно недорогой продукт. Еще одно популярное SaaS-решение — разработанный компанией Centive пакет Compel. Это самый распространенный за рубежом продукт для учета, составления отчетов для регулирующих инстанций, моделирования и прогнозирования комиссионных расходов, оптимизации планов выплат и т.д. Обратить внимание стоит и на набор программ NetSuite, ориентированный на электронную торговлю.

У России свой SaaS-путь

По сравнению с США, в России достаточно холодно приняли SaaS. По мнению Владислава Кочеткова, пресс-секретаря ИК «Финам», на отечественном рынке SaaS-решений все идет не слишком гладко: «Доступность пиратского софта делает невыгодной его аренду, что приводит к тому, что даже в сегменте делового ПО на сегмент SaaS приходится около 4%. На этом фоне и сами софтверные компании не особо активно продвигают данную услугу. Более или менее хорошая динамика есть только в секторе CRM-решений, где, например, услугу развивает Microsoft».

Как отметил Владислав Кочетков, в Европе ситуация схожая с американской, а вот в Китае, где подход к защите интеллектуальной собственности достаточно гибкий, ситуация совсем другая: «В итоге, для российских инвесторов этот сегмент все еще остается не очень привлекательным. Изменение ситуации в высокой степени зависит от успехов в борьбе с пиратством».

Первые ласточки отечественной SaaS-индустрии

И все же в России есть свои SaaS-разработки, хотя назвать их столь же востребованными и масштабными как западные образцы, сложно. В июле 2007-го один из первых подобных проектов в стране завершила компания «АйТи». «Мы предлагаем клиентам коммерческие версии решения: SugarCRM Professional идеально подходит для небольших и средних компаний, SugarCRM Enterprise поддерживает работу с СУБД Oracle и Microsoft и предназначена для быстро развивающихся компаний, ориентированных на расширение бизнеса и рост числа клиентов, - пояснял тогда руководитель направления «Аренда приложений» компании «АйТи» Дмитрий Желтов. - Оба решения предусматривают два варианта развертывания – On-Demand и On-Site. Заказчик может доверить нам управление внедрением CRM-приложения, поддержкой и загрузкой обновлений, сосредоточившись на решении бизнес-задач. Либо использовать собственные серверы для размещения решения и самостоятельно обеспечивать поддержку и безопасность системы».

Недавно собственный SaaS-проект Boma online реализовала компания «Веспол». Эта программа предназначена для анализа и планирования продаж и ориентирована, в первую очередь, на руководителей отделов продаж. Boma online, работая со статистикой продаж, помогает выявить сезонные колебания, рассчитать прогноз продаж и т.д. С конца января ключи для доступа к программе продаются в интернет-супермаркете SoftKey. Использование Boma online в течении недели обойдется в $2.

Ну а возвращаясь к SaaS-проекту Павла Рогожина и Олега Бунина, стоит отметить, что в «ток-шоу» он превратился как раз для того, чтобы начинающие стартаперы на примере опытных разработчиков смогли узнать все тонкости реализации подобных проектов. Кто знает, может быть это «шоу» как раз и станет толчком для появления новых отечественных SaaS-решений.