Динозавры и история жизни на Земле

Рекомендуем

bienhealth.com сайт наших партнеров

Статистика




Яндекс.Метрика




«Вконтакте» и «Одноклассников» ждет медленная и мучительная смерть?

В советских журналах 70-80-х годов нередко публиковались картинки с призывами, адресованными читателю, типа «предложите свою подпись», «что здесь изображено» или, многозначительно, - «что бы это значило…».

На это воспоминание натолкнуло меня сегодня изучение графика посещаемости одного известного ресурса. Давайте посмотрим на картинку:

Что можно сказать об увиденном? Это график, охватывающий более чем шесть лет. Он составлен Alexa – самым авторитетным арбитром мирового интернет во всем, что касается посещаемости сайтов.

Для скептиков стоит оговориться, что Alexa, действительно, не всегда идеально точна в абсолютных числах, но во всем, что касается определения тенденций, тем более в рамках больших периодов – она безгрешна.

Вернемся к картинке. Начинается график где-то с последней трети 2001 года. Что было ранее, к сожалению, в «Алексе» не сохранилось. Однако и этого достаточно. Ведь мы отстаем от США в развитии интернет примерно на 7-10 лет. То есть, с натяжкой можно сказать, что мы сейчас и находимся в “американском” 2001-м году.

В начале виден очевидный всплеск, поднявший рассматриваемый сайт на уровень максимальных позиций в его истории. Всплеск приходится на конец 2001 - начало 2002 года. Можно предположить, что начался он незадолго до этого, и невидимая часть всплеска так же резко устремлена вверх, как и его видимая часть.

Вслед за всплеском внимания наступает относительная стабилизация посещаемости – это года 2002-2004. Два года – это достаточно много. Правда, в масштабе жизни данного сайта – это меньше трети времени.

А с 2003 года и, с переменным успехом, до сегодняшних дней происходит падение посещаемости, сопровождающееся то резкими провалами, то небольшими подъемами.

Можно предположить, что подъемы вызваны дополнительными вливаниями в маркетинг, может, приходили новые команды менеджеров со свежими идеями и энергией, но тренд однозначно понижающий. Можно предположить, что, если этот тренд продолжится и дальше, то через 3-4 года от сегодняшнего дня диаграмма уткнется в «точку ноль» на горизонтальной шкале…

А теперь - «разоблачение фокуса». Чей же это график?.. А это график посещаемости сайта www.classmates.com – того самого, по модели которого существуют «Одноклассники.ру», «Вконтакте» и еще несколько подобных, более мелких социальных сетей Рунета. Их предложение пользователю: «приди к нам и найди своих утерянных одноклассников, однокашников, сослуживцев».

Так вот, есть мнение, что довода «приди и найди» может хватить очень ненадолго. А ведь практически ничего, кроме этого, и не предлагается…

Мой опыт и опыт нескольких знакомых, которых я, интереса ради, опросил, показывает, что увлечение «Вконтакте» и «Одноклассники.ру» можно четко разделить на несколько стадий:

1. «Что это? Стоит посмотреть и зарегистрироваться.»
2. «О! Да, действительно, немало моих бывших знакомых.»
3. «Привет, Вася (Петя, Оля, Женя, Екатерина Павловна…)! Как дела?! Рад видеть! Ну, и у меня хорошо… И вам того же!.. Ну, теперь будем на связи!»
4. Каждому заново обретенному «другу» пишется одно-два письма. Как правило коротких – на 3-5 предложений.
5. Общение затухает…
6. …затухает…
7. …и сходит, фактически, на нет. Все, кто был действительно интересен, появились в контактных листах ICQ или записных книжках телефонов, остальные… а что с ними делать? Мы стали разные. Даже близких тем не подобрать.

Весь описанный цикл занимает примерно 1-2 месяца.

Конечно, есть исключения, и бывает, что люди «зависают» на сайте на большее время. Но это все-таки единицы. Большинство идет по описанному выше пути.

***

Таким образом, если мысленно наложить график посещаемости американского прототипа на логику действий пользователя на русских аналогах, то можно предположить, что сейчас и «Вконтакте» и «Одноклассники» находятся на уровне 2001 года развития classmates.com. Не по абсолютным цифрам, здесь они не важны, а по динамике.

Значит (учитывая как сегодняшнюю аудиторию Рунета, так и ее рост) можно предположить, что относительно скоро наступит пик и темпы развития этих двух монстров отечественного Веб 2.0 замедлятся, а позже и вовсе остановятся.

Затем, (руководствуясь логикой жизни classmates.com) пару лет посещаемость на этих сайтах будет более или менее стабильной, а затем начнется медленное умирание, прерываемое вспышками агонии…

Будет ли так на самом деле? Покажет время. Но мне думается, что это довольно близкая к правде картина будущего у подобных проектов, построенных исключительно на «узнавании» и поиске старых знакомых.

***

Напрашиваются несколько выводов, связанных с вышесказанным прямо или опосредованно:

1. Нередко «Одноклассники» или «Вконтакте» - это первый сайт, которым серьезно начинает пользоваться человек, впервые пришедший в интернет. Его мотивирует любопытство. Его стимулирует радость встречи, игра в узнавание.

2. Получив первые навыки общения с веб-сервисами в социальных сетях такого типа, многие люди постепенно уходят оттуда и идут дальше - осваивать новые сайты. Они уже немного «подкованы» опытом общения с веб-интерфейсами. И они приходят в социальные сети по интересам, на блог-хостинги, пробуют использовать сайты, предоставляющие тот или иной веб-инструментарий (типа фото-хостингов, видео-хостингов, социальных закладок). То есть осваиваются более основательно.

3. Социальные сети типа «Вконтакте» и «Одноклассники» несут важную просветительскую миссию. Многие люди приходят в интернет именно для того, чтобы зарегистрироваться в них. С этого он начинают свое знакомство с коммуникационными возможностями интернет. Это своего рода «интернет-ликбез».

4. Рано или поздно «взрослая» аудитория Рунета (старше 14-16 лет) пройдет этот ликбез, а юное поколение уже сейчас в таком ликбезе не нуждается. Оно растет в интернет, воспринимая его как естественную составляющую жизни.

5. Когда «ликбез» будет пройден (наверно через 3-5 лет), у «Вконтакте» и «Одноклассники» начнется процесс умирания. Потому, что просто искать старых знакомых будет уже никому не нужно. Все знакомые будут либо найдены, либо их поиск будет более удобен по другим каналам.

И, наконец, самый последний и главный вывод из всего этого - финансовый. Как веб-продюсер, я бы советовал коллегам из успешных социальных сетей типа «Одноклассники» и «Вконтакте» поразмыслить о перспективах, прикинуть, когда у них примерно предполагается пик посещаемости, и продать до 70-90 процентов проекта тем инвесторам, чьи предложения на тот момент будут самыми привлекательным. Тем более, что сейчас, пока рост идет и «эйфория социальности» продолжается, таких инвесторов немало. В противном случае, если пропустить пик, то стоимость неизбежно начнет резко падать, на фоне уменьшения посещаемости и роста разочарования.

Впрочем, подозреваю, что многие создатели социальных сетей это хорошо понимают, просто по понятным причинам не считают нужным активно высказываться на эту тему. Это их право.