Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




В предвыборной борьбе все больше внимания уделяется возможностям интернета

В предвыборной борьбе все больше внимания уделяется возможностям интернета. Неудивительно, ведь уже почти 1/5 часть россиян (старше 18 лет) регулярно пользуются услугами всемирной Сети. Согласно данным социологического центра «Ромир», во втором квартале 2007 года аудитория Рунета составила 21% от общего числа россиян. Причем 17% наших сограждан заходят в Сеть минимум один раз в неделю, а 8% делают это ежедневно. Число пользователей всемирной паутины в России, по сравнению с 2004 годом, выросло почти в два раза.

Мало того, современные средства позволяют размещать на сайтах не только фото и текстовую информацию, но и видео- и аудио-ролики, чем политики активно пользуются. Во время парламентской кампании 2007 года агитационные видео-ролики можно было посмотреть как на официальных сайтах партий, так и на других ресурсах. На последних, помимо «легальных» партийных роликов, выкладывались и неофициальные клипы «за» и «против», как профессионального, так и кустарного производства. Вероятнее всего, такого агитационно-пропагандистского разнообразия на нынешних президентских выборах мы уже не увидим.

Вместе с тем, все претенденты на главный государственный пост России в интернете уже представлены собственными кандидатскими либо партийными сайтами, и было бы небезынтересно сравнить их как друг с другом, так и с заокеанскими аналогами.

Благо сделать это несложно, поскольку в Соединенных Штатах тоже проходит президентская кампания.

Начнем с эталона. Сайты претендентов на должность президента США выполнены в едином стиле. Это именно предвыборные обертки – красочные, с множеством призывов, фотографий, видео и интерактивных сервисов. Возникает ощущение, что или законодательство обязывает кандидатов делать свои сайты по единому шаблону, или в США исторически сложился некий образ кандидатского представительства в интернете, и от него не принято отходить, или все они обратились к одному и тому же разработчику.

Представительства же кандидатов на пост президента России в интернете, напротив, имеют мало общего.

Из четырех зарегистрированных претендентов личный предвыборный сайт (с собственным доменом) есть только у Дмитрия Медведева.

Остальные участники гонки представлены сайтами возглавляемых ими политических партий: КПРФ, ЛДПР и ДПР. Два кандидата в президенты - Андрей Богданов и Владимир Жириновский - также ведут персональные блоги: в «Живом Журнале» и на Mail.Ru соответственно.

Предвыборный сайт Дмитрия Медведева сделан довольно просто. Центральное положение почти на каждой странице сайта занимают фотографии кандидата. Кроме того, здесь есть биография кандидата, составленная из цитат из его интервью, фотогалерея, отчет о проделанной работе, очень много публичных выступлений с 2005 года по настоящее время. В разделе «Программа» можно прочесть выступление Дмитрия Медведева на Общероссийском Гражданском форуме от 22 января 2008 года. В целом сайт Медведева, хотя и имеет в своем доменном имени число 2008, скорее выглядит не предвыборным, а имиджево-отчетным - как представительство чиновника с рассказом о проделанной работе и перспективных планах. О том, что сайт – предвыборный, говорит разве что рубрика «Штаб». Тут можно ознакомиться с биографией главы штаба Сергея Собянина, а также получить координаты общественной приемной партии «Единая Россия» и телефоны самого предвыборного штаба. Здесь же доступен для скачивания список руководителей региональных предвыборных штабов с их координатами.

Чего сильно не хватает сайту Медведева, так это обратной связи.

Здесь есть только два электронных адреса для контактов: один для писем по вопросам функционирования штаба, а другой – адрес общественной приемной партии «Единая Россия». Форум на сайте Дмитрия Медведева также отсутствует.

Роль официального предвыборного представительства Геннадия Зюганова в интернете выполняет подраздел партийного сайта КПРФ. Понятно, что он не имеет собственного доменного имени. При этом сделан он в собственном, отличном от сайта Компартии, стиле.

Именно страничка Геннадия Зюганова, как ни странно, в наибольшей степени визуально напоминает облегченный вариант сайтов кандидатов на пост президента США.

Помимо стандартных биографии, программы, публикаций и т.п., здесь есть большая подборка видеосюжетов. Отдельно стоит отметить «Отдел писем» - страничку, на которой под рубриками «Участники ВОВ», «Здравоохранение», «ЖКХ» и проч. собраны письма, просьбы и обращения граждан России к Геннадию Зюганову. Почти каждое письмо – проблема. К сожалению, этот раздел выполнен по устаревшей технологии – фреймами, – которая в наше время уже почти не применяется. Одну из причин отказа профессионалов от использования фреймов (много страниц в одном окне) можно увидеть как раз в «Отделе писем» у Геннадия Зюганова. Тут центральный фрейм, если не выбран ни один из разделов с письмами (а по умолчанию так и происходит), показывает «ошибку 404», то есть отсутствие запрашиваемого файла.

На сайте КПРФ есть форум, а предвыборный сайт Геннадия Зюганова полон писем, скорее всего, пришедших по обычной почте и переведенных сотрудниками аппарата партии в электронный вид. Однако обратной связи с кандидатом, то есть кнопки вроде «Написать письмо», увы, и здесь нет. В целом же сайт КПРФ сейчас функционирует как партийный, большинство его ресурсов не мобилизованы на президентскую кампанию Зюганова.

В отличие от сайта КПРФ, страница Либерально-демократической партии в Сети львиную долю своего пространства отдает Владимиру Жириновскому.

Правда, сайт ЛДПР всегда этим отличался. Из всех сайтов кандидатов в президенты России представительство ЛДПР, пожалуй, больше всего ориентировано на обратную связь. На видном месте находится кнопка «Написать письмо» с возможностью выбора адресата. По крайней мере, посетитель не видит в е-мейл-ссылке, что его просьба валится на безликий [email protected] - ящик, где, как правило, спама оказывается столько, что даже при желании отделить зерна от плевел сделать это практически невозможно.

Есть на сайте и видео, и довольно любопытные фотографии, а не только официоз. И, что немаловажно, на страницах в ротации стоят большие баннеры: задать вопрос депутату, вступить в партию и «горячая линия» Владимира Жириновского. На последнем указаны телефоны, в том числе и для круглосуточного дозвона, к сожалению, только с московскими номерами (платными для жителей других регионов). Кроме как на официальном сайте, Владимира Жириновского можно встретить в блогах Mail.Ru. Пишет он довольно часто и живо.

Официальный сайт ДПР пока вообще едва ли можно рассматривать как предвыборную страницу Андрея Богданова.

Глядя на сайт этой партии, сразу и не скажешь, что ее лидер – кандидат в президенты России. Информацию об этом можно найти не на самом видном месте, а в разделе «Новости». На сайте хорошо заметен баннер, приглашающий посетить блог Андрея Богданова в «Живом Журнале». И если сравнить этот ресурс с партийным сайтом Демпартии, то приходишь к выводу, что вопросы Андрею Богданову лучше задавать именно в блоге, да и информации о кандидате здесь больше.

В целом можно сказать, что пока партийные и предвыборные сайты кандидатов в президенты РФ, в отличие от интернет-представительств их американских коллег, не рассчитаны на то, чтобы обрабатывать большой массив информации, поступающий от избирателей. Возможно, в штабах американских кандидатов приходящую от избирателя информацию никто и не обрабатывает. Но сами сайты построены таким образом, чтобы у посетителя, как минимум, сложилось впечатление, что он как гражданин может помочь и нужен кандидату, и последнему интересно мнение этого человека. И это при том, что в США нет как таковых прямых выборов главы государства.

Российских кандидатов за такое невнимание к пользователям Интернета и своим избирателям оправдывают два обстоятельства.

Во-первых, в США демократические выборы проводятся столетиями, и там прекрасно понимают, что за невнимание даже к самой незначительной части избирателей, объединенных какими-то целями или ценностями, можно дорого заплатить. В России же главным агитатором и пропагандистом во время выборов выступает телевизор, остальные же средства доставки идей и лозунгов от кандидата к избирателю используются неактивно и оплачиваются по остаточному принципу.

Во-вторых, на нынешних выборах с их очевидной предопределенностью, возможно, штабы кандидатов не видят смысла вообще особо тратиться на агитацию и пропаганду. Особенно, учитывая, что парламентская кампания-2007 и так уже основательно сократила партийные сбережения ее участников.