Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Лунный корабль NASA предложено сажать “по-мокрому”

Возвращение NASA на Луну выглядит все менее триумфальным. В попытке хоть как-то облегчить неприемлемо тяжелый перспективный лунный корабль Orion руководство NASA готово сэкономить на системе мягкой посадки, предпочтя "мокрую" схему посадки «сухой».

Как сообщает Space, руководство NASA поставило задачу в следующем году окончательно определиться, как будут производить посадку спускаемые аппараты с возвращающимися с Луны астронавтами – на воду или на сушу. До этого предполагалось, что посадочные отсеки Orion, в отличие от кораблей Apollo, будут садиться на сушу. Тому имелись веские причины.

У «сухой» схемы посадки есть очевидные преимущества перед посадкой «мокрой». Посадка на сушу позволяет существенно снизить стоимость поисково-спасательных процедур, безопасность экипажа, а также упростит многократное использование посадочной капсулы для полетов в дальнейшем. Безопасность «сухой» схемы посадки предполагалось обеспечивать, помимо парашютной системы, надувными полостями – воздушными «мешками».

Более того – рассчитанный на «сухую» посадку аппарат легче приспособить к запасному варианту посадки на воду. Обратная же процедура намного сложнее.

Однако вмешались иные обстоятельства. Осенью этого года руководство NASA радикально изменило сформировавшееся было решение и приняло в качестве основного вариант капсулы, совершающий посадку все-таки на воду.

Дело в том, что разработчикам корабля Orion никак не удается уложиться в требуемые весовые характеристики, обеспечив при этом заданную полезную нагрузку корабля. Чтобы свести концы с концами, руководство NASA предложило пожертвовать надувными «мешками» – их вес оценивается в 680 кг - и отказаться от посадки на сушу. Для посадки же на воду они не нужны.

«Каждый фунт груза, отправляемого на Луну, является подлинной драгоценностью, - комментирует неожиданную смену приоритетов NASA Джефф Хэнли (Jeff Hanley), руководитель программы Constellation. – С точки зрения эффективности и обеспечения характеристик корабля, доставка на Луну 680 кг системы мягкой посадки, а затем возвращение ее обратно не выглядит разумным, в то время как есть проверенная возможность осуществления мягкой посадки на воду вблизи побережья США”.

При этом, отмечает Джефф Хэнли, разработчики корабля Orion столкнулись уже сейчас с таким дефицитом допустимой полезной нагрузки, что даже полный отказ от системы мягкой посадки и уменьшении веса системы на 680 кг позволит лишь в малой степени разрешить возникшие проблемы.

Вместе с тем, вопрос об экономии не столь однозначкен, как кажется. Сторонники «сухой» посадки указывают, что она позволит запускать одну и ту же капсулу в космос до 10 раз. Это приведет к настолько значительному снижению себестоимости программы, что перевозку системы мягкой посадки каждый раз на Луну и обратно можно будет и потерпеть.

Принцип многоразовости, положеиный в основу американской философии очередной попытки покорения Луны, позволит, по мнению разработчиков, экономить сотни миллионов долларов ежегодно. Однако это требует «сухой» посадки.

В то же время руководство NASA склоняется к “мокрой” позиции. Так, Джефф Хэнли указывает, что посадка на сушу сама по себе панацеей не является и многоразовости не обеспечивает – предстоит решить еще множество проблем.

Собственно, даже провести адекватное сравнение обеих схем посадки сейчас NASA не в состоянии. Понятно только, что длительное нахождение в морской воде на посадочном аппарате скажется самым неблагоприятным образом. NASA, правда, надеется, что возросшая со времен «Аполлонов» навигационная точность позволит очень быстро находить и поднимать их из воды.

Посадка на воду может повлечь за собой изменение конструкции посадочного отсека. В настоящее время корпус корабля (помимо абляционного покрытия) предполагается покрыть теплозащитными плитками, аналогичными используемым в шаттлах.

По мнению ряда специалистов, если такую плитку сразу после полета окунуть в воду, ее можно выбрасывать не глядя. Другую предлагают менять их после каждого полета, разместив для этого на корпусе капсулы легкосъемные панели.

Рассматриваются также другие варианты обеспечения мягкой посадки – например, использование двигателей мягкой посадки, не требующих отделения перед посадкой абляционной теплозащиты.

Как будут решаться возникшие проблемы, пока неясно.