Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Сенсация с государственным знаком качества

Хорошие новости идут долго.
Оказывается, письмо с извинениями замначальника отдела следственного управления Новосибирской областной прокуратуры Андрей Журихин направил ученому Олегу Коробейничеву еще 17 июля. Однако до прессы оно дошло лишь теперь. В письме помимо извинений содержатся и добрые советы прокурора, связанные с окончательной прижизненной реабилитацией ученого. Он вправе обратиться за компенсацией материального ущерба, морального вреда, а также требовать, чтобы СМИ опубликовали соответствующую информацию.

СМИ не подкачали. Сенсация, да еще с государственным знаком качества; трудно было пропустить. (Разве что отдельные прикремленные газеты до сих пор как-то медлят с публикацией.) Ибо новость напоминает те поразительные сообщения, какие мы привыкли получать разве что из Страсбурга. Впрочем, новости из Европейского суда меркнут рядом с прокурорским письмом.

Там, в Европе, заграничное добро побеждает родное зло с большим опозданием. Мать похищенного в 2000 году, запытанного и убитого бывшего спикера чеченского парламента Руслана Алихаджиева Зара, пройдя все круги суверенного судейского ада, получает компенсацию за перенесенные муки. Присуждена некая сумма родственникам расстрелянных в том же году жителей чеченского села Новые Елды. Оштрафона Россия и по делу Михаила Трепашкина: условия его содержания в СИЗО признаны "бесчеловечными".

Утешают эти вердикты мало. Время назад не повернешь. Запытанных и расстрелянных не воскресишь. Заработанную политзеком Трепашкиным в тюрьме тяжелую форму аллергической бронхиальной астмы подлечишь разве что на воле, но до свободы надо дожить.

Случай Олега Коробейничева выбивается из этого безысходного ряда.

К счастью, он ни дня не сидел в заключении. Обвиненный ФСБ в разглашении госсекретов, сумел вместе со своим адвокатом Андреем Жуковым развалить дело еще во время следствия. Добившись повторной экспертизы, доктор Коробейничев доказал простодушным с виду чекистам, что переданные им в Америку сведения ни малейшего отношения к секретности не имели. Правда, ему еще пришлось довольно громко заявить, что его честь запятнана, и потребовать сатисфакции. И тогда, подержав многозначительную паузу, прокурор Журихин сел писать извинительное письмо.

Письмо внушает сильнейшие надежды. Вспоминая, что на дворе предвыборный год, вдруг начинаешь тешить себя фантастическими мечтами. Мол, придут к власти наши (в хорошем смысле слова) и, распрягая усталых коней, строго спросят: а перед кем еще не извинилась прежняя власть? Начнут, пожалуй, с ученых. Выпустят, извинившись, Игоря Сутягина. Освободят, выплатив компенсацию, Валентина Данилова. Реабилитируют Оскара Кайбышева.

Разобравшись с неотложными текущими делами, свежая законно избранная власть обратится к новейшей истории в целом. Все-таки что там было, спросит президент N, со взорванными домами, включая недовзорванный рязанский дом? Тут выяснится, что для участия в следственных мероприятиях по этим делам совершенно необходим экс-подполковник ФСБ адвокат Михаил Трепашкин, которого тоже давно следовало бы освободить, извинившись. А кто и почему убил Сергея Юшенкова, участвовавшего в расследовании этих терактов? Тут сразу возникнут вопросы и к осужденному Михаилу Коданеву, и к Борису Березовскому: в данном случае требование об экстрадиции олигарха может оказаться куда более убедительным, чем в прошлые разы. Параллельно с этими делами придется по-настоящему расследовать начало второй чеченской войны, а также "Норд-Ост", Беслан и загадки блестящих штурмов. Следователей заинтересует фигура экс-президента П.

Чуть позже, переключившись на экономику, президент N может остро заинтересоваться другими делами. Например, что там за протокол подсовывали сидевшему в тюрьме Владимиру Гусинскому? Правильно ли решать вопросы собственности столь необычным путем? Вообще хорошо ли это было: банкротить успешную телекомпанию лишь потому, что у ее владельца не сложились отношения с ушедшим ныне президентом?

А если извиняться перед Гусинским, то как быть с Михаилом Ходорковским, Светланой Бахминой, Платоном Лебедевым, Алексеем Пичугиным? Много ценных подробностей по этим делам должны рассказать бывшие кремлевские товарищи во главе с вышепоименованным П., хотя не следует пренебрегать и мелочами. Эффективные собственники из компании "Байкалфинансгруп", если их отыскать, чистосердечно расскажут следователям немало сочных деталей из жизни хозяйствующих субъектов нулевых годов.

Наконец, придет пора и в целом избавляться от мрачноватого наследия минувшей эпохи. То есть разбираться с политической уголовщиной. Искать и находить заказчиков убийства Юрия Щекочихина. Искать и находить заказчиков убийства Анны Политковской. Искать и находить заказчиков убийства Александра Литвиненко. Тем более, что некоторых подозреваемых долго искать не надо: рулят стабильностью в регионе или просто живут на Родине в силу невозможности ее покинуть.

И вот что еще важно не забыть: извиниться перед согражданами за без малого десятилетие тотального вранья, финансовых грабежей, подлых убийств, клинической шпиономании, идеологической шизофрении, политического маразма. Пусть даже не все граждане эти извинения примут, пусть иные будут протестовать, тоскуя по президенту П., другие же спросят: ну, а вы-то, новые, вчерашние оппозиционеры, тут при чем?

При том. Это такая наша историческая традиция. Разгребая завалы минувшего времени, роясь в их, говоря высоким поэтическим слогом, окаменевшем говне, расследовать преступления прежнего режима. Посмертно реабилитировать убитых, освобождать невинных и обещать реабилитированным при жизни, что подобное больше не повторится. Никогда. Вот такие надежды внушает эта свежая сенсация: обвиненный непогрешимой ФСБ в шпионаже объявлен невиновным, ему принесены извинения.

И о погоде. По неподтвержденным сведениям из анонимных источников, в четверг над всей территорией России ожидается дождь. В отдельных субъектах федерации активизируются раки. Их тихий, печальный, не оставляющий надежд свист можно будет услышать в горных местностях страны.