Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Психическое развитие ребёнка

Изучение психического развития детей является частью возрастной психологии, изучающей механизмы психического развития личности на различных возрастных этапах и условия перехода одного возрастного этапа в другой. Возраст можно условно разделить на паспортный и биологический (он не связан с датой рождения, а характеризуется признаками психической зрелости, свойственными тому или иному периоду жизни).

Существует много классификаций возрастного развития, одной из самых интересных является периодизация психического развития, предложенная Эриком Эриксоном, впервые опубликованная в 1950 году. Эриксон выделил 8 психологических стадий развития «Я», в течение которых личностью устанавливаются базовые ориентиры как по отношению к самому себе, так и к социуму, при этом процесс становления личности не имеет конечной точки, а продолжается на протяжении всей жизни человека. Для каждой из стадий психологического развития Эриксоном описаны собственные параметры, способные значительно изменяться.

В психическом развитии детей первая стадия характеризуется развитием социального взаимодействия ребенка, этот параметр может изменяться от положительного (доверия) до отрицательного (недоверия). Эта стадия соответствует оральной фазе в классическом психоанализе по Фрейду. Степень доверия ребенка к окружающему миру, социуму, и даже самому себе полностью зависит от того, насколько хорошо к нему относятся и полно удовлетворяют потребности. Если ребенок окружен заботой и лаской, получает всё желаемое, он воспринимает мир уютным и безопасным местом, это отношение в дальнейшем переносится в последующие стадии его психического развития. Наказываемый, лишенный заботы и ласки ребенок вырабатывает недоверие, подозрительность и боязливость по отношению к социуму и миру в целом, этот отрицательный посыл сохраняется при его дальнейшем становлении как личности. Однако каждая последующая стадия развития может изменить первоначальные установки, это состояние психики ребенка не является статичным, в зависимости от дальнейших условий возможна полная инверсия отношения к миру. Хороший учитель в школе может научить озлобленного и подозрительного малыша из не благополучной семьи доверию к окружающим, а конфликтная ситуация в семье, потеря родителей или другое эмоциональное потрясение может сделать открытого, доверчивого ребенка настороженным и опасливым в отношении людей, самого себя и окружающего мира.

Следующая, вторая стадия психологического развития растягивается на второй и третий годы жизни, основные её характеристики это достижение равновесия, самостоятельность и нерешительность. Моторные навыки ребенка совершенствуются, он обретает способность бегать, прыгать, лазать, открывать, толкать, бросать, и это причина огромной гордости и стремления всё делать самостоятельно. На этой стадии очень важно не мешать ребенку, не торопить его и в то же время не ограничивать, в таких условиях рождается чувство контроля над своим телом, ощущение собственного физического совершенства, овладения самим собой, приходит самостоятельность. Если родители и воспитатели начинают делать за ребенка то, что он мог бы сделать сам – это рождает чувство стыда и нерешительность. Понятно, что нет таких родителей, которые хотя бы иногда не сделали бы что-то за своего ребенка, но единичные эпизоды детская психика вполне может пережить. Систематические замечания и одергивания, неразумная брань за маленькие неприятности, которые случаются с любым ребенком этого возраста приводят к формированию стыда перед окружающими людьми и неуверенности в своих силах. Результатом этой стадии психического развития будет формирование уверенности в собственных силах или же нерешительность, которую ребенок унесет в будущую жизнь, если последняя будет доминировать, это негативно отразится на самостоятельности в подростковом и взрослом периодах жизни. Во время последующих стадий психического развития ребенка эти установки так же могут трансформироваться и измениться под влиянием внешних факторов.

Четвертый и пятый годы жизни (третья стадия) характеризуются формированием баланса предприимчивости и чувства вины. Ребенок уже многое умеет, его игры становятся разнообразными, наполненными фантазией, у него возникает множество вопросов, которые он постоянно задает взрослым. Если самостоятельность в выборе игр не ограничивать, отвечать на вопросы всерьёз и подробно, из ребенка вырастет предприимчивый взрослый, если же постоянно давать ребенку понять, что его двигательная активность раздражает, вопросы глупы и назойливы, игры не имеют смысла, он приобретает чувство вины, сохраняя его на последующих этапах жизни.

Четвертая стадия развития это возраст от шестого до одиннадцатого года жизни, это период, когда у ребенка формируется умелость или же неполноценность. Ребенок в этом возрасте способен к организованным занятиям, жизни по расписанию, дедукции. Как ни в одном другом периоде жизни обострен интерес к устройству вещей, как это сделано и почему работает. Энтузиазм к освоению трудовых навыков является сущностью этой фазы психического развития ребенка, и если его поощрять к творческим играм, имитирующим строительство, рукоделие, домоводство, из ребенка вырастет умелый взрослый, мастер на все руки. Если же родители будут запрещать подобные игры из-за того, что они, как правило, сопровождаются производством большого количества мусора, например, то у ребенка сформируется неполноценность. В этом возрасте огромную роль играет школа, она способна как негативно отразиться на умелости вследствие менее других детей развитой сметливости, так и помочь, если ребенку запрещают играть дома.

Завершает этапы детского развития кризис подросткового возраста. Пятая стадия по Эриксону продолжается от 12 до 18 лет, и является завершением всех предыдущих стадий, но не завершением формирования личности в целом. Суть её в идентификации собственной личности, если подростку не удается осознать себя, начинается путаница ролей. Физическое и психическое созревание подростка сопровождается появлением новых взглядов на вещи, новыми желаниями и ощущениями. Подростки склонны создавать идеальный воображаемый мир, мысленные идеалы общества, семьи, религии, реально существующий мир проигрывает этим грезам. Он может увлечься любыми теориями и мировоззрениями, которые способны приблизить окружающую реальность к идеалу, это служит нередкой причиной возникающих конфликтов.

Главная задача этого периода психического развития сформировать разрозненные представления о самом себе в единое целое, выработав понимание собственного «Я». Осмысление самого себя и проецирование этого образа в будущее - залог полного осознания подростком того, кто он на самом деле, где он сейчас находится и куда нужно двигаться дальше. Отсутствие такой идентификации «Я» приводит к путанице ролей и социальной дезадаптации. Здесь кроются корни подростковой преступности и асоциальных молодежных движений. Родители уже почти не могут влиять на этот процесс, всё возможное было сделано на предыдущих этапах. Если подросток пришел к кризисному возрасту с выработанным доверием, самостоятельностью, умелостью, идентификация «Я» завершается благополучно, если же нет – возникает путаница ролей.

Однако надо отметить, что результат кризиса подросткового возраста ещё не окончателен, в течение последующих периодов жизни всё может измениться под влиянием различных факторов социальной среды. Вполне возможно как возникновение новых проблем, так и решение старых, казавшихся не решаемыми.