Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Зарубежные летчики об истребителе МиГ-29

В рамках отработки основных истребительных маневров пилоты американкой 480 истребительной эскадрильи сражались в маневренных боях «собачья схватка» с истребителями МиГ-29 болгарских ВВС. Январский выпуск журнала Air Forces Monthly публикует интересные подробности. Как рассказывает журнал, болгарские «двадцатьдевятые» впервые смогли вплотную встретиться с американскими истребителями F-16 блок 50, являющимися мощным и маневренным противником, вооруженными высокоманевренной ракетой AIX-9X и оснащенными нашлемной системой целеуказания.

Капитан Л. Славов, один из наиболее опытных болгарских летчиков-истребителей, который принимал участие в не менее 10 международных учениях (летал на МиГ-21, в 2007 г. переучился на МиГ-29), заявил: «По моему мнению, истребитель F-16 блок 50 в общих чертах похож на другие модификации F-16, которые регулярно навещали авиабазу «Граф Игнатьев» для совместных учений с нашими Мигами. Блок 50 оснащен двигателем General Electric F110-GE-129, который имеет большую тягу, чем двигатели, установленные на модификациях блок 30 и блок 40, с которыми я сталкивался в учебных воздушных боях. Но в маневренном бою это преимущество не обязательно трансформируется в большую маневренность. Поэтому тактика МиГ-29 в бою против F-16 блок 50 остается такой же, как и в отношении других модификаций американского истребителя, а именно, выживание после первого пуска ракет, а затем переход в маневренный бой с высокими перегрузками. После одного-двух кругов F-16 теряет слишком много энергии и становится относительно легкой целью, так как МиГ-29 обычно сохраняет намного лучшее положение в области энерговооруженности».

Болгарские ВВС не использовали нашлемные системы целеуказания на МиГ-29 в ходе учений, и летчики «двадцатьдевятых» вылетали на пилотаж, надеясь только на выдающуюся маневренность своих самолетов при наведении своих учебных ракет Р-60 в ситуациях, когда противник находится за пределами видимости. Капитан Я. Янков, летчик-инструктор МиГ-29 из Независимого Учебного Звена, базирующегося на авиабазе «Граф Игнатьев», отметил, что характеристики МиГ-29УБ хуже по сравнению с одноместным вариантом в тех случаях, когда речь идет о столкновениях в пределах визуальной видимости. «Как правило, мы летаем на «спарках» на пилотаж для вывоза американских летчиков в качестве второго пилота, а они оказывают ту же услугу для наших пилотов, вывозя их на F-16D. Мне повезло вылететь на пилотаж на одноместном истребителе, и он оказался намного лучше с точки зрения обзорности».

Одноместный МиГ-29 также лучше с точки зрения наличия датчиков обнаружения целей в «собачей схватке» за счет режима «ближний бой» РЛС Н019 «Топаз». У «спарок» нет РЛС, и летчик может рассчитывать только на оптико-электронный прицельно-навигационный комплекс с квантовой оптико-локационной станцией, который имеет область обзора 4 на 6 градусов для получения более высоких возможностей по захвату целей.

Также следует отметить, что с целью сделать пилотаж один на один более интересным и усложненным, то есть, менее «стерильным», в воздушные схватки были внесены поправки. По словам капитана Славова, «к примеру, в ходе одного из маневров я договорился со своим американским коллегой, что победа в ходе каждого боя должна засчитываться только в случае успешного пушечного выстрела или двух последовательных условных ракетных пусков».

Капитан Славов, который провел пять боев «один на один» («собачьи схватки» с высокими перегрузками) в ходе учений, отметил, что нашлемная система целеуказания вместе с ракетой AIX-9X являются единственными серьезными преимуществами F-16 в высокоманевренном ближнем бою. «Вам нужно только оставаться вне зоны поражения F-16, но когда речь заходит о маневрировании, лучше МиГ-29 среди истребителей его поколения нет ничего. У меня богатая практика маневренных боев против опытных и начинающих пилотов F-16, и, по моему мнению, единственная разница между ними заключается в том, насколько быстро они позволят моему МиГ-29 выйти в позицию для открытия огня».

Истребитель старой школы: русский F-16 (из воспоминаний коммандера Ade Orchard)

В ходе одной из моих последних командировок на Сардинию мы повстречали нашего вероятного противника – истребитель МиГ-29. Благодаря падению Берлинской стены у нас появилась возможность провести учебные бои с восточногерманским МиГ-29, тем маленьким, мощным, практически невидимым истребителем, который мы изучали только на бумаге.

Хотелось бы отметить, что истребитель показался несколько переразмеренным, как я и предполагал, но, это было следствием компромисса, на который пошли при разработке данного проекта в 1980-е гг. для достижения исключительной маневренности. Двигатели на МиГ-29 представляли нечто примитивное – вы могли наблюдать дымный след от самолета на расстоянии 16 км, но двигатели обладали такой тягой, что сообщали самолету очень значительную тяговооруженность, которая на средних высотах превосходила таковую у Sea Harrier. Кроме того, ранняя система нашлемного целеуказания и маневренные ракеты Р-73 с инфракрасной головкой самонаведения (ИК ГСН) не давали нам расслабиться.

Мое первое знакомство с «потенциальным противником» я никогда не забуду. Оставляя за собой дымный след, более заметный, чем у Phantom (а F-4 особенно славился своей «чумазостью» после выключения форсажа), МиГ-29 легко обнаруживался как с помощью РЛС, так и просто с первого взгляда из кабины. Основная причина дымообразования заключалось в том, что если у двигателя отключен форсажный режим, при котором сгорает практически все поступающее топливо, то в выхлопе содержится значительный объем несгоревшего горячего. Этот процесс усиливался из-за несовершенного процесса сгорания в двигателях ранних поколений, и в данном случае, когда топливо поступает в достаточном объеме, но температуры недостаточно для его воспламенения, то оно начинает дымить. Для обеспечения контакта, я занял более высокий эшелон для минимизации возможности того, чтобы пилот, прошедший подготовку в СССР, не потерял меня, поскольку возможности их РЛС были невысоки, и они сильно полагались на наземную систему целеуказания.

Я летал на истребителе Sea Harrier FA2, вооруженного ракетами AIM-120 AMRAAM и AIM-9M Sidewinder, и мы договорились использовать наши ракеты средней дальности, а потом сблизиться до дистанции ближнего боя. Он был оснащен ракетами Р-27 с полуактивной головкой самонаведения и Р-73 с ИК ГСН. Он не делал попыток применить свои ракеты Р-27 против меня, и стало ясно, что он не обладает необходимыми навыками хотя бы для того, чтобы создать проблемы для моих ракет AMRAAM, запущенных против него.

МиГ-29 по заказу ВВС США

Как сообщает январский выпуск французского журнала Le Fana de l’Aviation, 10 декабря 2010 г. со взлетной полосы аэропорта «Quincy Regional» (Иллинойс) осуществлен первый испытательный полет над американской территорией первого из четырех принадлежащих компании Air USA (владелец компании Д. Кирлин) истребителей МиГ-29. Компания выступает в роли «противника» по заказу ВВС и ВМС США. МиГ-29 пилотировал Ф. Клифтон. Air USA уже поднимала в воздух самолеты «Alpha Jet», L-39, L-59 и МиГ-21.