Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Россия может опоздать с беспилотниками

В наступившем году Минобороны России в режиме опытной эксплуатации протестирует несколько образцов беспилотных летательных аппаратов (БЛА) российского производства. Всего в следующем году планируется закупить порядка 10 комплексов «Орлан-10», а также по 20-25 образцов «Элерона-10», «Ласточки» и «Наводчика-2».

Программа предварительных испытаний БЛА «Элерон-10» (Т-10), относящегося к классу малых беспилотников, завершилась год назад. Диапазон скоростей полета БЛА, 140 — 180 км/ч, высота полета — от 100 до 1000 м, продолжительность полета — 6 часов, взлетная масса 12 кг, размах крыла — 2,2 м. Стартует аппарат при помощи пневматической катапульты, посадка производится на парашюте. Произведенный в казанской компании «Эникс» комплекс предназначен для решения задач воздушной разведки и наблюдения. На беспилотном летательном аппарате предусмотрена возможность установки помеховой аппаратуры, ретрансляторов, другого оборудования.

Разработанный компанией «Специальный технологический центр» многофункциональный комплекс БЛА серии «Орлан 10» также прежде всего предназначен для решения разведывательных задач. Входящий в состав комплекса беспилотный аппарат имеет взлетную массу до 11,5 кг и размах крыла порядка 2,4 м. БЛА может совершать полеты продолжительностью до 4 часов на удалении до 50 км от наземной станции управления. Комплекс позволяет осуществлять одновременное управление до 4 БЛА. При этом любой БЛА может работать в качестве ретранслятора для остальных. Комплекс «Наводчик-2» может иметь в составе четыре типа БЛА различного веса — от 2 до 20 кг, с дальностью передачи информации в пределах прямой радиовидимости от 5 до 70 км. В таблицах заявлены высота полета над уровнем моря не более 3.000 метров, крейсерская скорость — 50 км/ч, а максимальная — 150-160. Наконец, «Ласточка» ижевской компании ZALA AERO имеет продолжительность полета 2 часа, высоту — 3,6 км, размах крыла, взлетный вес 4,5 кг и скорость до 165 км/ч.

На очереди следующие разработки беспилотников. «Мы находимся сейчас на таком этапе, когда накопленное количество информации перерастает в новое качество – начало практической работы по созданию комплексов с беспилотными вертолетами», — отмечает директор по комплексам с беспилотными вертолетами ОАО «Вертолеты России» Геннадий Бебешко.

Такой поворот к отечественному производителю президент России Дмитрий Медведев объяснил следующим образом: «У нас были определенные проблемы с беспилотными летательными аппаратами, мы были вынуждены принять решение о закупке ряда иностранных образцов. В результате качество наших беспилотников существенно улучшилось, потому что наши производители боятся потерять этот рынок».

Глава государства отметил, что необходимо «не гарантированное раскассирование денег, а именно выявление наиболее подготовленных производителей в результате конкурентного размещения заказов».

В целом же планы по оснащению россйских ВВС беспилотниками выглядят достаточно внушительно. По словам главкома ВВС генерал-лейтенанта Игоря Садофьева до 2020 года планируется закупить 1,5 тыс. и провести модернизацию более 400 самолетов и вертолетов. А количество беспилотных авиационных систем в составе ВВС должно составить 30% всей военной авиации. Плюс, в Сухопутных войсках согласно штатному расписанию в составе каждой бригады «нового облика» должно быть 16 тактических беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).

С другой стороны российская армия в вопросе оснащенностью БЛА достаточно крепко отстала от мировых лидеров. Для сравнения — согласно 30-летнему плану развития ВВС, разработанному Пентагоном, в ближайшие три десятилетия число беспилотников на вооружении США должно увеличиться в четыре раза. В настоящее время американские военные используют около 6,8 тыс. различных типов беспилотников. В свою очередь на недавнем авиасалоне в Чжухае Китай представил более 25 БЛА собственного производства. При этом первый аппарат был представлен Китаем на этом же авиасалоне всего четыре года назад.

«Сейчас в это трудно поверить, но в 50-80 годы именно наша страна являлась лидером в производстве беспилотных самолетов. Первоначально это были дистанционно управляемые мишени с до- и сверхзвуковой скоростью для советской истребительной авиации, на которых оттачивали свое боевое мастерство наши асы, — говорится в одном из отчетов «Рособоронэкспрторта» — Затем появилась разведывательная беспилотная авиация. Разрабатывались БЛА вертолетного типа и системы на основе привязных аэростатов. С 1970-х годов начались научно-исследовательские работы в области боевых аппаратов, а также беспилотных самолетов с большой высотой и продолжительностью полета, предназначенных для длительной разведки и применения в составе разведывательно-ударных комплексов...» Однако в тот период эти направления не получили развития. И в разгар холодной войны советский авиапром был загружен заказами по производству боевой пилотируемой авиатехники.

В нынешней ситуации речь о лидерстве в сфере беспилотников не идет. Пока для армии жизненно важно элементарно не проиграть гонку.