Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Год Петрика: катаклизмы общества и природы

Известно, что переход количества в качество происходит скачкообразно. В такие моменты истории события уплотняются, и за год их случается больше, нежели прежде за целые десятилетия.

С одной стороны, это относится к происходящим в России и в мире политическим, социальным и экономическим процессам. Но, с другой стороны, то же самое относится и к активизации природных катаклизмов: со всех сторон приходят сообщения об извержениях вулканов, мощных землетрясениях, наводнениях, гигантских провалах в земле и т.д. Недавно, чтобы показать, насколько серьезная опасность угрожает человечеству, был выставлен на обсуждение доклад Международного комитета GEOCHANGE. Казалось бы, научное сообщество должно адекватно на это реагировать, а правительства, в свою очередь, предпринимать меры, направленные на подготовку к возможным потрясениям.

А что наблюдаем вместо этого? В информационном пространстве свои катаклизмы - идет сражение сторонников и противников модернизации России. Разумеется, открыто никто не заявляет, что изменения не нужны. Но используются проверенные приемы - забалтывание, навязывание нереализуемых вариантов, дискредитация инноваторов и т.п. При этом саботажничают все: элита, чиновники, учёные, вконец запутавшееся население. Хлеб, как и прочие продукты постоянно дорожает, зато полно бесплатных зрелищ. Даже борьбу нового со старым СМИ нам пытаются представить как шоу, в котором предвзятые сценаристы навязывают свое, зачастую безграмотное, видение. Что же касается российского научного сообщества, то ему сейчас не до глобальных проблем - его внимание сосредоточено на элементарном выживании, а капитаны отечественной науки заняты «поиском ведьм» и внутренними разборками.

Главный эксперт страны

Одним из условий успешной модернизации является наличие квалифицированного и беспристрастного института научно-технической экспертизы. Раньше считалось, что самый авторитетный в России орган - это экспертиза Академии наук, но в последние десятилетия произошла подмена содержания на бюрократические подходы, и экспертиза РАН превратилась в непреодолимую преграду для изобретателей. Например, заключение по разработкам Виктора Петрика, вынесенное Комиссией академика Тартаковского в мае нынешнего года. Целью создания этого позорного документа была поддержка информационной атаки на изобретателя, а фактическим результатом стало то, что Академия наук добровольно сняла с себя обязанность главного научного эксперта страны.

Между тем, упомянутое заключение - всего лишь эпизод в глобальной информационной войне против новаторов, а саму эту войну можно выделить как тренд нынешнего года. Поскольку в истории совсем не много примеров, когда споры внутри научного сообщества перерастали в громкие, затрагивающие политическую сферу, скандалы. Примечательно и то, что первых лиц государства пытались опорочить за поддержку изобретателя, шельмуемого под знаменем сохранения научных традиций.

Групповые интересы

Надо сказать, что открытия и изобретения Петрика оказались в точке пересечения интересов различных политических, экономических и социальных групп. Перечислю только некоторые из них: организации-участники рынка питьевой воды, потребители питьевой воды (фактически, все граждане РФ), аппаратчики-бюрократы РАН, независимые исследователи и изобретатели, политические партии, ТНК, правительственные чиновники, «мировая закулиса» и т.д.

Но чем разработки Петрика затронули упомянутые группы и почему вызвали мощный резонанс в обществе? Дело в том, что этот исследователь, не являясь членом РАН, предложил принципиально новые технические решения для целого ряда стоящих перед человечеством задач. Более того, создал собственное предприятие, вышел с продукцией на рынок, замахнулся на участие в государственных программах, и, понимая, как работает Система, довел информацию о своих технологиях до руководства правящей партии. Этот ход, логичный в условиях правового государства, в России вызвал обратную реакцию, и, вместо преодоления бюрократических барьеров, послужил предлогом для разжигания псевдокоррупционного скандала. Ситуацию поспешили использовать личные враги, конкуренты, а также академики из «ортодоксального крыла Академии наук. Принимая во внимание широкий круг заинтересованных сторон, пока трудно сказать, кто именно заказчик этой мутной истории, однако очевидно, что информационная война -дорогостоящее мероприятие. Тем более, когда в ней задействованы не только печатные издания и Интернет, но даже федеральные телевизионные каналы. В этой связи уже не кажется нелепой версия, что происходящее - это попытка «выдавить» из России изобретателя, разработавшего технологию промышленного производства материала XXI - графена.

Последняя страница комиссии по лженауке

Между тем, локальный конфликт стал превращаться в глобальную войну инакомыслящих ученых с научным обскурантизмом и отживающими научными догмами. При этом сложились презабавные блоки. Например, ратующие за реформы демократы из «Новой газеты» и радиостанции «Эхо Москвы» стали на сторону консервативно настроенных академиков РАН. В свою очередь, идеи «забракованного» Комиссией по лженауке Петрика нашли поддержку правящей партии. Это обнадеживает - значит, руководство страны способно адекватно воспринимать научно-техническую информацию и на её основании принимать важные для России решения. В свою очередь, шум привлек внимание «научных диссидентов», мечтающих, что кому-нибудь удастся «обломать рога» Комиссии по лженауке. Ведь Петрик публично заявил, что его дело станет последней страницей в истории этого курьезного учреждения.

С мая по конец октября шло сражение вокруг Программы «Чистая вода». Основная битва развернулась в информационном пространстве - противник задействовал «адское оружие» - поднял шум, будто бы эта программа - повод украсть миллиарды из бюджета, а Петрик - загипнотизировавший политиков аферист. Известно, что чем нелепей ложь, тем выше вероятность, что в неё поверят массы. К сожалению, это правило сработало и на этот раз. Моментально куча политиков и журналистов, отталкивая друг друга, принялась пиариться, вопрошая: «Господин Грызлов, вы - коррупционер?». О том, что автор инсинуации американский журналист Валерий Лебедев, деликатно умалчивалось.

Обороняясь, Петрик поступил так, как в подобном положении единственно можно поступить - провел дополнительные исследования в авторитетных научных центрах, собрал обширную доказательную базу и обратился с исками в суды. В конце прошлой недели было объявлено о его первой победе: Арбитражный суд Петербурга обязал «Новую газету», «Комсомольскую правду» и «Росбалт» выплатить компенсацию и опубликовать опровержения.

В начале будущего года, в свою очередь, продолжится рассмотрение иска к академикам Александрову, Захарову и Круглякову, причем решение суда по данному делу станет еще одним прецедентом в выстраивании правовой защиты от действующих в информационном поле деструкторов. Вне зависимости от статуса таковых в научном мире. Также в январе ожидается получение заключения сравнительной экспертизы фильтров серии ZF с другими, представленными на рынке, водоочистительными системами.

Соответственно, приближается момент, когда противники изобретателя будут публично посрамлены, и, как следствие, окажутся отстраненными от административных рычагов. Тогда-то мы и узнаем, как отразится изменение расклада сил на дальнейшей судьбе РАН. А то, что следует ожидать перемен в организации проведения её научно-технической экспертизы, представляется неизбежным при любом раскладе.

Общественное мнение

Победы Петрика в судах, равно как публикация опровержений в СМИ, повлияют, но кардинально не изменят сформировавшееся по отношению к нему общественное мнение. Поскольку тема изначально политизирована, то обывателям будет продолжать внушаться, что судебные решения - результат давления на суды и использования ресурса высокими покровителями. Ничего не поделаешь - это соответствует шаблонным представлениям российского общества о правосудии.

Нынешний год сделал очевидными, либо заставил увидеть многое из того, что хотела бы скрыть власть. Этому способствует стремительное развитие социальных сетей и блогосферы. Причем история сайта Джулиана Ассанжа показала, что даже у правительств не получается исключить утечки секретных сведений и они бессильны противодействовать их распространению. Между тем, WikiLeaks - это также тест на то, насколько общество готово самостоятельно оценивать достоверность предлагаемой информации. Впрочем, перемалывание инсинуаций о Петрике в блогах и сетях - тоже тест, а то, что там наблюдается, удручает. В тоже время, информация о точке зрения самого Петрика, несмотря на блокаду, распространилась посредством этих же самых инструментов.

Именно Интернет становится той информационной площадкой, на которой мыслящие и компетентные люди постепенно создают сообщества, альтернативные пустым обывательским шоу и запрограммированным пиар компаниям. Сегодня воздух буквально пропитан замыслами создания новых социальных сетей, оригинальных платформ и ожиданием явления чуда, которое, возможно, изменит мир - очередной революции Web3.

Известно, все, что делается людьми - результат их коллективных действий, а, значит, качественный скачек в возможностях организации таких коллективов, породит и качественный скачек в практических результатах.

Противостояние, порождающее новые реалии

Какая связь, между противостоянием конкретного новатора с группой, оставшихся на обочине современной науки, академиков РАН, и революционными технологиями социальной организации? Ведь формально, травля Петрика - это не более чем местечковая «разборка», которую прогрессивный мир воспринимает как курьез, связанный с национальными особенностями державы, находящейся в последних рядах списка банановых государств. Но не все так просто: нынешнее положение дел - только вершина айсберга, а его основание скрыто в советском прошлом. То есть во временах, когда огромные человеческие и сырьевые ресурсы тратились на гонку вооружений и создание научно технического потенциала. В ту пору благодаря этому потенциалу мы были одной из сверхдержав. И если большинство материальных активов давно приватизировано торгашами или сдано в аренду, то человеческий потенциал, несмотря ни на что, еще остался. Причем остался не только в виде номенклатуры из бывших парт аппаратчиков, но и в качестве талантливых и мыслящих ученых, образованных и обученных специалистов, просто гениальных самородков. Которые в отличие от «самородков», экономически обогнавших нас африканских стран, применяют свой талант не на музыкальных площадках, а на поприще постижения законов мироздания.

И вот, что самое удивительное: простое Интернет-противостояние, постепенно объединило многих из таких неформальных ученых и творческих личностей. Причем, речь идет не только об «ученых одиночках», «научных партизанах» и «кулибиных», но и о вполне состоявшихся и признанных профессионалах. Причина проста, в процессе этих дискуссий были реально затронуты темы будущего России и её науки, которые, так или иначе, волнуют всех мыслящих людей. А страницы этих диспутов постепенно превращаются в трибуны для смелых мнений и идей. По сути, родилась новая реалия - кооперация уникальных носителей нового знания на всем пост советском пространстве, как в науке и технике, так и в области Интернет технологий.

Социальная синергия - как точка опоры

Что дальше? Ясно, что многие подобные «сборища» на форумах, пусть и весьма неординарных личностей, рискуют угаснуть в пучине житейской суеты, ибо у участников обсуждений нет ОБЩЕГО ДЕЛА. Хотя и общеизвестны факты, что новые эпохи начинаются с такого вот неформального объединения талантливых личностей. Например, так начиналась эпоха Возрождения. Сейчас без реальных «инвестиций» и инструментов кооперации, все сразу тонет в коммерческих спекуляциях, либо рассыпается, сталкиваясь с амбициями и эгоизмом участников.

Да только на этот раз ситуация кардинально отличается тем, что среди участников этих обсуждений оказалась команда специалистов, длительное время успешно работающих над неординарными методами социальной кооперации на основе Интернет технологий. Концепция «Социальной Синергии» Сергея Лачиняна, и ряд программных продуктов, на базе которых его командой создается соответствующий портал, - это та самая «ложка к обеду», дающая шанс процессу кооперации мыслящих людей, обрести реальную почву. Не только новые источники энергии и уникальные технические устройства создают «альтернативщики», но и фантастическое IT будущее - Web3. Ведь, как оказалось, это всего лишь одна из технических задач, потребовавшая очередного неординарного подхода. Причем найденные решения не зависят от числа сотрудников и наличия суперкомпьютеров - этими институтами готовятся необходимые предпосылки, однако сами прорывы делают небольшие команды энтузиастов.

Какое отношении к данному процессу имеет Виктор Петрик? Основные элементы портала, позволяющего «виртуальные» социальные сети превратить в реальные предприятия, экспертные сообщества или площадки для создания и сопровождения проектов, уже запущены в тестовом режиме. И теперь можете не сомневаться, что практическое применение новых IT технологий, в первую очередь, коснется именно тех, кто творит историю, и послужит для них точкой опоры, чтобы поставить перевернутый мир на место.