Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Химия, транспорт и токарное дело в мезолите Руси

Современные археологические, антропологические и генетические исследования показывают, что корни русского народа уходят в глубокое прошлое. Начало этнической истории восходит ко времени образования неоантропа на Русской равнине – то есть к верхнему палеолиту. Этот период ознаменовался мгновенным, по меркам истории, возникновением у древнерусского населения умения строить искусственные жилища (неандертальцы продолжали селиться в пещерах или под открытым воздухом), а также переходом на ношение разнообразной одежды.

В моём докладе на Международной научной конференции «Традиционное хозяйство в системе культуры этноса» (Институт этнологии и антропологии РАН) рассмотрен следующий период – мезолит. В это время древнее население наших территорий сделало очередной крупный рывок в технологиях. Эти открытия коснулись различных сторон жизнедеятельности: химии, транспорта, прядения и обработки материалов.

Применение клеящих веществ на основе хвойной смолы и берёзового дёгтя зафиксировано уже в наиболее ранних памятниках Древней Руси. Это умение позволяло создавать составные орудия, где кремнёвые микропластинки играли роль вставных лезвий, а прочные оправы для них различной формы и размеров делались из кости и рога.

Клеящее вещество в пазах наконечников можно разделить на несколько типов. Первый представлен чёрной смолой – берёзовым дегтем, применялся крайне редко. Второй – переплавленная смола хвойных пород, сохраняющая в изломе блеск и структуру канифоли, распространён широко. Третий тип – смесь хвойной смолы, пчелиного воска и угольной пыли. Этот состав применялся в Верхнем Поволжье и Веретье 1. Клей третьего типа наиболее прочен, что подтверждается сохранившимися в нём обломками вкладышей, сломанных с большим усилием, но не выпавших.

Археологические свидетельства о применении дёгтя мезолитическим населением Центральных областей Русской равнины, говорят о том, что нашим предкам были известны некоторые зачатки того, что сегодня относится к разделу химии.

Дёготь получается при сухой перегонке органических веществ (каменного угля, торфа, дерева и др.) и представляет раствор различных углеродистых веществ. Для получения дёгтя используется полукоксование – переработка твёрдых топлив путём их нагревания в специальных печах без доступа воздуха до 500 – 550°С (пиролиз древесины, пирогенетическое разложение, термолиз). При этом топливо распадается на твёрдый остаток – полукокс (50 – 70%), первичный газ (80 – 100 м. куб./т), дёготь (8 – 25%) и водный конденсат.

Очевидно, что в мезолите единственным возможным типом печи, в которой возможен пиролиз, являлась печь типа «куча». Она вырывалась в склоне оврага двумя камерами. В нижней разводился огонь, а в верхней, отгороженной от нижней прослойкой земли или глины, находились берёзовые или сосновые дрова, сверху переложённые листьями и заваленные землёй. Этот способ получения угля и дёгтя оставался в России в быту ещё в середине 20-го века.

Находки вёсел указывают на широкое применение лодок. Это же косвенно подтверждается и становыми сетями, которые обычно расставляют с лодки. Вопрос о том, какого вида были эти лодки, остаётся пока открытым. Но можно предположить, что это были однодеревки, изготовленные с помощью различных тёсел. А поскольку дёготь уже был знаком и использовался, в частности, для изготовления клеящего вещества при производстве вкладышевых наконечников, то вполне вероятно, что тот же самый дёготь применялся и для гидроизоляции лодок.

В мезолите Русской равнины археологам также известны многочисленные остатки салазок, саней, лыж. Мезолитические салазки представляли собой транспортное устройство на полозьях, сечение которых было почти плоское, а передние концы тонкие и загнутые вверх. Длина салазок достигала 4 м. Сани имели сложную систему деталей, состоявшую из вертикальных стоек, ременных тяжей и дощатой платформы. Длина саней превышала 3 метра.

В раскопе 1986 г. поселения Ивановское 3 в озёрных песках под нижним слоем, и в нижнем слое поселения Ивановское 7 были найдены длинные игловидные наконечники, со следами обработки изделий по принципу токарного станка, когда заготовка вращается, а неподвижно закрепленный резец медленно перемещается вдоль неё. Другие приёмы обработки поверхности таких следов не дают. Так же обработан и длинный игловидный наконечник, найденный в выбросе из канавы на стоянке Берендеево 18 в Переславском районе Ярославской области. Стержень наконечников из Ивановского 3 и 7 был обработан как на токарном станке.

Прядение в мезолите Московского региона усматривается на основании того, что некоторые предметы, отнесённые к наконечникам стрел, скорее всего таковыми не являются, а представляют собой древние, изготовленные из кости, веретёна. На рис. 1 представлены такие «наконечники стрел» и известные типы веретён, применявшиеся на Руси ещё в начале 20-го века. Как видим, оба типа предметов обладают поразительной схожестью.

Размеры представленных «наконечников стрел» достигают 20 – 25 см, а диаметр 5 – 10 мм. Между тем, к этому «наконечнику» возникает масса вопросов. Например, зачем такая длина, если достаточно 6 – 8 см рабочей части? Зачем точёное утолщение, если оно лишь затрудняет поражение жертвы? Есть и другие вопросы.

Сравнивая такие «наконечники» с известными археологическими находками веретён, приходим к заключению, что перед нами не наконечник стрелы, а именно веретено, которое имеет 1) аналогичные размеры; 2) полностью идентично по форме и токарному способу производства; кроме того, 3) некоторые сопутствующие предметы похожи на пряслица для веретён. Так, обнаружены дисковый предмет с отверстием по центру, археологами он поименован украшением, хотя назначение такого «украшения» не ясно. Предмет более похож на пряслице – грузик, надеваемый на конец веретена. Отверстие в круглом предмете имеет диаметр 5 мм и соответствует «наконечникам».

В заключение скажем, что в мезолите Древнейшей Руси (11 – 8 тыс. до н.э.) использовались химические технологии, позволявшие проводить сложные процессы пиролиза, и на основании полученных компонентов дёгтя и добавления к нему сложных смесей получать композитные клеящие средства с долгими сроками работы (несколько десятков тысяч лет).

В этот же период широкое развитие получил транспорт, как зимний, так и водный. В последнем применялись гидроизолирующие свойства дёгтя.

Также время мезолита Русской равнины ознаменовалось появлением примитивного токарного производства, с помощью которого изготавливали костяные наконечники стрел и, возможно, образцы древних веретён. Наличие последних свидетельствует о развитии прядения в мезолите Древнейшей Руси.