Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Что делать в "Сколково"?

Что делать в «Сколково»? Развивать инновации — это понятно. Но какие, в каком направлении? «Частный корреспондент» продолжает публиковать интервью с бизнесменами и исследователями, в которых они отвечают на главный вопрос — какие именно проекты должны быть поддержаны «Сколково». Сегодня на этот вопрос отвечает Стэн Якатан.

Стэн Якатан — известный на Западе венчурный предприниматель. Через его руки прошли венчурные инвестиции на более чем миллиард долларов США. Он успел поработать в руководстве New England Nuclear, EI Dupont, ICN Pharma, New Brunswick Scientific и Biosearch и основать 15 технологических компаний в США, Канаде, Израиле, Франции и Германии. В настоящее время он, помимо работы в составе советов директоров венчурных фондов TVM, Ventana, MSP и Biocapital, является советником правительства провинции Виктория (Австралия), а также главой консалтинговой компании Katan Associates International (США).

Отвечу на ваши вопросы с большим удовольствием. Естественно, я сделаю акцент на исследованиях и разработках в тех сферах, с которыми я больше знаком.

Энергоэффективность и энергосбережение… Слишком много тратится на альтернативные виды энергии и слишком мало на то, чтобы увеличить производство продовольствия. Наиболее популярные программы производства альтернативного топлива (автор имеет в виду производство топлива на основе этанола. — «Часкор») в результате приводят к снижению производства белков и в целом продовольствия. Проблема с топливом может быть решена улучшением экономического управления производителей и, конечно, поставщиков топлива конечным потребителям, которые уже используют его для своих машин, поездов, самолётов и т.д. Аналогично проблема обогрева зданий и сохранения в них тепла более важна, чем повышение производства топлива.

Что касается ядерной энергетики, то это важнейшая проблема нашего времени. Стоит искать способы снижения стоимости электроэнергии, вырабатываемой атомными станциями. И программы по производству дешёвой атомной электроэнергии должны иметь очень высокий приоритет.

Я не специалист в сфере информационных и компьютерных технологий, но, глядя на то, что современные телефоны Apple или BlackBerry располагают компьютерной мощью, сравнимой с большими компьютерами IBM, можно с уверенностью сказать, что следующие 20 лет дадут нам ещё большую миниатюризацию и ещё более низкие цены.

С космическими технологиями сложнее: куда и, главное, зачем мы движемся? Что собираемся делать? Практически бесполезные усилия. Другое дело — сфера телекоммуникаций. Здесь нужно делать ставку на удешевление связи. К тому же это даёт немедленную отдачу.

В здравоохранении и фармацевтике следует сфокусироваться на тех областях, где есть неудовлетворённый запрос от медицины. Общество слишком ценит человеческую жизнь и не позволяет использовать людей в экспериментах, которые могли бы привести к решению острых медицинских проблем. Нам нужно найти методы, которые, однако, смогли бы в каком-то виде разрешить некоторые формы таких экспериментов, если мы хотим развивать медицинскую науку дальше.

Будущие исследования непременно должны иметь экономическое измерение. И стоимость всех технологий должна быть доведена до уровня, доступного обычному потребителю. Это уже происходит в сфере информационных и компьютерных технологий. Тот же процесс идёт и в сфере энергетики. Наконец, в сфере медицины необходимо разрабатывать лекарства, которые действительно помогают людям, а не только лечат хронические заболевания, что приносит фармацевтическим компаниям наибольшую прибыль. Идея улучшения качества жизни хотя бы на несколько месяцев всего лишь даёт возможность семье больного провести своего рода ритуал прощания перед лицом неизбежной смерти.

Новые бизнесы и будущие технологические проекты должны обеспечивать выгоду для пользователей и инвесторов, делать ставку на общественные нужды и давать больше прибыли, чем нынешние. Во всех указанных сферах требуются инновации, а не постепенные улучшения. И новые проекты смогут стартовать, если нужда в инновациях превратится в спрос на новые продукты.