Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Арктика, как вектор инновационного развития РФ

Споры о принадлежности континента вечной мерзлоты между несколькими развитыми государствами мира (Норвегия, Россия, США, Канада) не утихают с тех пор, как «открылись» заманчивые перспективы использования ресурсов Арктики в рамках многочисленных инвестиционных проектов, позволяющих этим странам реально претендовать на глобальное экономическое лидерство на всей планете. Но это – долгосрочные перспективы. В более практическом плане Арктика представляет собой уникальный мощнейший механизм развития внутренних экономических, финансовых, политических, социальных процессов. В частности, так рассматривает «свою часть» данного континента Россия.

В конце прошлого столетия российские инвесторы относились с большой долей скептицизма к работам по освоению Арктики. Для большинства из них подобное вложение капитала представлялась сомнительным и невыгодным. Возможно, общество и пошло бы на поводу у «бизнесменов», но практика показала, что как раз таки Север послужил универсальным «ускорителем» в создании инновационных, эффективных технологий в сфере нефте- и газодобычи. Кроме того, освоение Арктики послужило трамплином для бурного роста производительности труда, обновления основных фондов, более глубоких и «плодородных» исследований ученых, результаты которых, как правило, позитивно влияли на различные отрасли экономики страны.

Однако скептики все же остались и поныне. Говоря о разработке и внедрение самых современных технологий, основанных на ресурсах Севера, они склонны придерживаться расхожего мнения, что для начала « у себя дома» надо навести порядок. Потом уже… в неопределенном будущем… как только будет время, дойдем и до Арктики с ее сырьевой экономикой… ну и так далее. Любопытно, что скептически настроенные умы в основном апеллируют аргументами, подтвержденными разве что их собственными убеждениями. В то же самое время жизнь показывает: Арктика обладает огромным потенциалом, ее освоение для инвесторов рентабельно, благодаря ресурсам холодного континента Россия представляет собой не только вполне конкурентоспособную страну, но и потенциально является одним из лидеров в мировой экономике.

Итак, каким же образом Арктика может стать трамплином для развития инновационных технологий в России?

Вектор №1. Разработка и внедрение технологий по добыче углеводородов на холодном континенте. В настоящее время Арктика имеет как минимум 30% мировых запасов газа и 13% нефти. Исследователи утверждают, что в скором времени наиболее заинтересованные страны, о которых мы уже упоминали выше, сосредоточат усилия по добыче нефти и газа именно на арктических шельфах. Предполагается, что данное событие произойдет примерно в 40-50-е годы текущего столетия. Кроме того, ученые говорят о том, что во второй половине нашего века добыча углеводородов в Арктике возрастет настолько, что «приравняется» с аналогичными работами в Персидском заливе. Помимо прочего, для инвесторов привлекателен тот факт, что себестоимость добываемых запасов на шельфе Арктики ниже, чем на суше. К примеру, на Ямале работы по добыче запасов обходятся значительно дороже.

Вектор № 2. Проведение геологической разведки. Здесь мы приведем красноречивые цифры о выгоде и пользе данного направления. В настоящее время запасы минерального сырья «холодного» континента в денежном эквиваленте составляют 30 трлн. долларов. Однако, пока разведано запасов на сумму около 2 трлн. долларов. Российская «часть» Арктики, пожалуй, наиболее богатая на залежи полезных ископаемых. Здесь добывают 100% алмазов, вермикулита, апатита, сурьмы, флогопита; 98% платиноидов; 90% кобальта, никеля, хрома, марганца; 60% меди; 40% золота. Думается, данные цифры вызовут немалый интерес у инвесторов. Потенциал Арктики, как видим, поистине огромен – и при разумном подходе, основанном на современных методах проведения геологоразведки и работ по добыче нефти, газа, минерального сырья вполне по силам сделать Арктику мощнейшей ресурсной базой России. К слову, именно такую задачу поставил Президент РФ Дмитрий Медведев.

Вектор №3. Задействовать научный потенциал с привлечением ученых к научно-исследовательским работам в сфере разработки и внедрения инновационных технологий. Также по возможности осуществлять коммерциализацию исследований. Например, источником прибыли может стать продажа нефтегазовым компаниям (как российским, так и зарубежным) геологических данных, полученных в результате геофизических экспедиций в Арктику. И не стоит, конечно же, забывать об экологическом «компоненте».

Тема российской Арктики не исчерпывается одной только «ресурсной» стороной вопроса. Существуют, например, задачи по модернизации транспортной инфраструктуры (для инвесторов это выгодно тем, что Северный морской путь в два раза короче иных «собратьев». Например, маршрут из Санкт-Петербурга во Владивосток через Арктику составляет всего лишь 14 000 км, тогда как, скажем, через Суэцкий канал – 23 000 км, а вокруг мыса Доброй надежды – 30 000 км). В разумном соотношение цена-качество в долгосрочной перспективе данный маршрут привлечет значительное количество пассажиров, что, в конечном итоге, принесет реальную прибыль от вложенного капитала. Кроме того, отдельный, «наиболее выгодный» пункт подобного инвестирования связан с морскими грузоперевозками.

Информагентство Академии трейдинга МФ сообщает, что в этом месяце предполагается осуществить экспериментальный рейс из Витино Мурманской области к берегам Юго-Восточной Азии. Крупнотоннажный танкер с газовым конденсатом пройдет вышеописанным маршрутом в сопровождении атомного ледокола. По времени данный морской путь займет на неделю меньше, чем иные маршруты.

По подсчетам специалистов, эксплуатация Северного морского пути будет рентабельна, если объем перевозимых грузов составит как минимум 4 млн. тонн в год. Это вполне достижимая величина при использовании последних технологий в строительстве современного ледокольного арктического флота.

Кстати, в настоящее время уже строится новый атомный ледокол. Всего к 2015 году запланировано построить четыре подобных судна: один из ледоколов – универсальный атомный, и три – дизельных. К 2020 году понадобятся еще два новых атомных ледокола и три дизельных.

Подводя итог нашим рассуждениям, заметим: вопреки мнению скептиков, Арктика для России «предоставляет» действительно немалые возможности развития экономического потенциала. Большинство отраслей российской экономики сегодня эффективно работают именно за счет привлечения ресурсов, добываемых на арктическом континенте. Поэтому не стоит недооценивать уникальную базу ресурсов России, которая уже сегодня оправдывает вложенные в нее средства, а завтра будет приносить весьма существенные доходы.