Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Броненосец из страны троллей

«ВПК» (№ 25, 2010) уже рассказывал о бронетанковых премьерах крупнейшей в мире выставки сухопутных вооружений Eurosatory-2010. Главными из них, напомним, стали две новые модификации германского основного боевого танка Leopard 2. Направления модернизации бронированной техники во всех странах вырабатываются сегодня, исходя из опыта локальных войн и военных конфликтов. Именно с учетом уроков боевых действий войск США и НАТО в Ираке и Афганистане была обновлена и шведская БМП СV90. Ее последняя версия, также впервые продемонстрированная на Eurosatory-2010, получила название Armardillo.

Боевая машина пехоты Stridsforclon 90, более известная под обозначением СV90, созданная компанией Hägglunds во второй половине 80-х годов, стала одним из самых совершенных образцов БМП и довольно широко экспортировалась - в основном в государства Северной Европы. Всего помимо Швеции СV90 заказали для своих армий Швейцария, Нидерланды, Норвегия, Финляндия и Дания. В настоящее время продано и заключено контрактов на поставку более чем 1100 этих машин.

Отличительными особенностями базового варианта СV90, предназначенного для шведской армии, можно назвать мощное вооружение, состоящее из 40-мм автоматической пушки, базовый высокий уровень защиты экипажа и десанта, хорошую проходимость. На экспорт БМП поставляется с 30-мм (Норвегия, Швейцария, Финляндия) и 35-мм (Нидерланды, Дания) орудиями.

Базовый уровень бронирования обеспечивает круговую защиту от пуль калибром 14,5 мм, дополнительные керамические экраны позволяют передней проекции машины выдерживать огонь автоматических пушек, включая обстрел 30-мм подкалиберными снарядами.

Вместе с тем СV90, особенно в модификации CV9040 с 40-мм пушкой, расположенной в двухместной башне, имеет довольно высокий контур: ее высота составляет 2,7 м (для сравнения: высота российской БМП-3 равна 2,3 м, а БМП-2 - и того ниже). Кроме того, машина, как, впрочем, и все образцы европейской военной техники, получилась довольно дорогой: средняя стоимость одной CV90 колеблется от трех до четырех миллионов евро.

У CV90 классическая для боевых машин пехоты компоновка с передним расположением моторно-трансмиссионного отделения и отсека управления и задней секцией для десанта. Есть различные модификации этой БМП - на ее основе разработаны командирская и разведывательная машины, самоходная зенитная установка, а также легкие танки со 105-мм и 120-мм пушками. Последние, правда, покупателей пока не нашли.

Если бы не 11 сентября 2001 года, мы бы, наверное, так никогда и не узнали, каковы подлинные возможности CV90 на реальном театре военных действий. Ведь за исключением Финляндии остальные эксплуатанты этой БМП в ХХ веке проявили себя как сугубо мирные страны, имевшие минимальный и неудачный боевой опыт либо придерживавшиеся прочного нейтралитета. Никаких предпосылок для изменения ситуации в новом столетии не просматривалось до начала американской операции в Афганистане, приведшей к вовлечению в нее союзников Вашингтона, в первую очередь по Североатлантическому альянсу. В результате шведской машине все-таки пришлось повоевать.

В афганской кампании приняли участие норвежские и датские CV90. Безвозвратных потерь они не понесли, хотя в январе 2010 года при подрыве на самодельном фугасе погиб норвежский военнослужащий - механик-водитель. А в апреле 2010-го подорвались две датские машины. Среди членов экипажей и десанта убитых и раненых не было. У каждой БМП оторвало по паре катков.

Из данного боевого опыта, впрочем, довольно ограниченного, инженеры BAE Systems, под контроль которой фирма Hägglunds перешла в 2004 году, сделали свои выводы и представили на Eurosatory-2010 БМП CV90 Armardillo.

Armardillo имеет с CV90 общие корпус, силовую установку и ходовую часть. Главным внешним отличием модернизированной шведской БМП стало отсутствие большой и тяжелой двухместной башни, а заодно и автоматической пушки. Вместо нее Armardillo получила дистанционно управляемый боевой модуль Lemur RWS с 12,7-мм пулеметом М2. Данное решение, по словам представителей компании BAE Systems, позволило уменьшить вес машины и высвободить пространство для дополнительного оборудования. Масса БМП в таком варианте составляет 26 тонн, а поскольку трансмиссия и ходовая часть выдерживают нагрузку до 35 тонн, то получается резерв в 9 тонн. Он предназначен для дальнейшего усиления защиты, которая и так увеличена по сравнению с базовым вариантом.

Что касается заметно снизившихся огневых возможностей БМП, то, по мнению инженеров BAE Systems, в базовом варианте они излишни. Суждение довольно странное: видимо, солдатам из норвежского и датского контингентов Международных сил содействия безопасности в Афганистане (ISAF) не приходилось попадать в засады в узких горных ущельях или в кишлаках с их дувалами, по прочности сравнимыми с бетоном. Во всяком случае аналогичный опыт советских войск в начале 80-х годов привел к быстрой замене БМП-1 с ее фактически бесполезной в условиях противопартизанских действий 73-мм гладкоствольной пушкой на БМП-2, оснащенную 30-мм автоматическим орудием. Справедливости ради, правда, надо отметить, что модуль Lemur RWS предусматривает установку и другого вооружения: 40-мм автоматического гранатомета или 25-мм пушки M242 Bushmaster - основной для легкой американской бронетехники.

При конструировании CV90 Armardillo серьезное внимание было уделено повышению ее защиты от огня пехотного оружия, включая противотанковые средства, и стойкости к подрывам на минах и самодельных фугасах.

Последнее свойство достигается за счет изготовления днища корпуса из незакаленной стали с минимальным количеством сварных швов - такое решение признано наиболее эффективным для машин с плоским дном. По заявлению разработчиков, в показанном на Eurosatory-2010 виде Armardillo обеспечивает безопасность находящихся внутри людей при подрыве мощностью до 10 кг в тротиловом эквиваленте.

Что касается степени бронирования, то BAE Systems не предоставила полных данных об этом показателе новой БМП. Сотрудник компании лишь сообщил, что бронекорпус в сочетании с навесными керамическими модулями обеспечивает защиту, уверенно превышающую уровень 5 по стандарту STANAG 4569, который предусматривает сохранение целостности корпуса при попадании 25-мм подкалиберного снаряда с расстояния 500 м и при разрыве 155-мм ОФС не ближе 25 м от машины.

Очень важный новый элемент в конструкции шведской БМП - система активной защиты Saab LEDS150, позволяющая перехватывать и уничтожать выстрелы из гранатометов и ПТРК на дальности 5-15 м. LEDS150 пока еще не закуплена ни одной армией мира, хотя, по некоторым данным, выбрана Индией для оснащения российских танков Т-90. CV90 Armardillo также снабжена новой системой пожаротушения, призванной предотвратить уничтожение БМП в случае забрасывания ее «коктейлями Молотова».

Armardillo обладает модульной конструкцией, позволяющей строить на базовом шасси санитарные, командные, разведывательные машины, самоходные минометы, БРЭМ. При этом уровень унификации деталей конструкции составляет от 65 до 88%.

Интересная особенность шведской БМП - она, единственная в своем классе, оснащена цельными резиновыми гусеницами на стальном корде. Преимущество этих гусениц состоит в том, что они легче, не столь шумные, меньше повреждают дорожное покрытие и, как утверждают разработчики, имеют лучшую проходимость в снегу. Однако единственным местом, где Armardillo может без проблем использоваться с таким движителем, - это родная мирная Швеция. В ходе военных действий траки являются одними из наиболее уязвимых деталей гусеничной техники. Боевые повреждения цельнорезиновой ленты потребуют ее замены целиком, и экипажу не удастся это сделать своими силами. Кроме того, российский да и американский опыт показывает, что в условиях афганского бездорожья с его каменистыми горными дорогами резина БТР изнашивается очень быстро. Такая же перспектива, очевидно, будет ожидать и цельнорезиновые гусеницы.

Потенциальными заказчиками Armardillo в BAE Systems, что логично, считают те страны, армии которых уже имеют на вооружении CV90. Кроме того, покупателями машины могут стать также Канада, Норвегия и Польша, проявлявшие интерес к базовому варианту этой БМП. По мнению экспертов, несмотря на свою стоимость, CV90 (а значит, и ее новая модификация) остается серьезным предложением на рынке легкой бронетехники. Однако, по всей видимости, в число эксплуатантов Armardillo вряд ли войдут государства, расположенные вне пределов Европы и Северной Америки.